Материалы

Рождественское послание главы российских католиков архиепископа Тадеуша Кондрусевича

НОЧЬ ТИХА - НОЧЬ СВЯТА

Братья во священстве, монашествующие, братья и сестры!

В очередной раз Божие Провиде НОЧЬ ТИХА - НОЧЬ СВЯТА

Братья во священстве, монашествующие, братья и сестры!

В очередной раз Божие Провидение позволяет нам переживать тайну Вифлеемской ночи, когда "Слово стало плотию, и обитало с нами" (Ин 1, 14); когда Бог стал человеком ради нас и нашего спасения (ср. Символ веры); когда Он - Творец вселенной - протянул нам Свою руку помощи. Эта тайна Святой ночи уже 2000 лет завораживает все человечество, ибо в ней по милости Божией сокрыто наше спасение. Родившийся в Вифлеемских яслях Спаситель приходит к нам в служении Церкви, в таинствах и, прежде всего - в Евхаристии. Он ежедневно рождается на все более многочисленных алтарях нашего Отечества, чтобы созидать Церковь, чтобы стать источником жизни и надежды, как гласит девиз нынешнего пастырского года, чтобы укреплять нашу веру, надежду и любовь, чтобы стать источником духовного преображения, чтобы вести к столь необходимому примирению и единству, чтобы быть хлебом жизни вечной (ср. Ин 6, 35).

I. Святая ночь

Благодаря микроскопу мы получаем возможность с восхищением рассматривать тайну живой клетки. С еще большим волнением мы слушаем информацию о генах, в которых закодированы все процессы будущего развития живого организма.

В телескоп мы с замирающим сердцем наблюдаем звёздное небо и вольно или невольно задумываемся над завораживающей гармонией космоса. Огромнейшие и неисчислимые небесные тела движутся по своим орбитам с невообразимой скоростью и невиданной точностью. Современные центры ядерных исследований позволяют учёным заглянуть в тайну атома, где сокрыта огромная энергия.

Невооруженным глазом мы наблюдаем, как в лучах восходящего солнца заснеженные вершины гор играют тысячами цветовых оттенков. На закате, опускаясь за горизонт, солнце украшает золотом волны бескрайного моря. Перед лицом мира, сотворенного Богом, человек чувствует себя словно в галерее прекраснейших творений, одним из которых является он сам. Наблюдая за тварным миром, человек ищет Творца. Он хочет Его увидеть и с Ним встретиться. Однако поначалу человек встречает лишь Его следы -следы резца Бога-Ваятеля, следы кисти Бога-Живописца, следы музыки Бога-Композитора. Человек, постигая гармонию необъятного космоса, восхищается Творцом.

Однако во всем этом он видит только следы Бога. Но как же человек хотел бы встретиться с Ним лично, лицом к лицу! Возможно ли это? Совпадают ли в этом смысле желания человека и Бога? Хочет ли Он встретиться с человеком? И вообще - возможно ли это? Ответ на эти и подобные вопросы дает святая Вифлеемская ночь. Бог, как Творец мира, Сам захотел встретиться с сотворенным Им человеком и сделал это удивительным образом. Он подает нам не Свою десницу, которая создала необъятную Вселенную, а маленькую ручку младенца. Бог стал частью сотворенной Им огромной Вселенной. Поэтому человек имеет возможность к Нему подойти, может встретиться с Ним лицом к лицу в самых простых обстоятельствах. Ведь Бог пришел в этот мир так же, как приходит любой другой человек. Более того, Господь выбрал место Своего рождения не в прекрасном храме Иерусалима, где находилась "святая святых", куда имел доступ только Первосвященник. Напротив, Бог хотел быть доступным каждому, и поэтому родился в яслях, явившись простым людям - пастухам.

Зачем же Он пришел в этот мир? Не для того ли, чтобы сказать: "Я - Создатель этого мира, а вы все - мои подданные?" Нет! Не желание властвовать привело Бога к нам, но милосердие. Он пришел, чтобы пригласить нас в другой, более прекрасный, вечный мир. Бог словно говорит нам: "Я хочу вывести вас из этого мира, который хотя и прекрасен, но преходящ. Я прихожу, чтобы протянуть вам руку помощи, чтобы быть вашим проводником. Я приношу вам радостную весть: настал день спасения (ср. 2 Кор 6, 2)". Неудивительно, что в эту благословенную ночь люди не спят, а бодрствуют, ибо именно в эту ночь стал возможен личный контакт Бога как со всем человечеством, так и с каждым отдельно взятым человеком. В эту ночь Бог стал доступен каждому из нас. В эту ночь небо объединилось с землей, дела Божии - с человеческими, когда свершилось чудо Боговоплощения, являющегося следствием любви Бога к человеку.

II. Любовь со вкусом хлеба

Ночь Рождества Христова - это ночь, преисполненная чуда, когда сердце каждого христианина особым образом открывается другим. Именно в сочельник мы берем в руки хлеб - облатку - и делимся им с другими. Этот хлеб - знамение нашего открытого и милосердного отношения к другим людям. Он также является символом наших самых прекрасных и наиболее сокровенных желаний мира, радости, счастья и взаимной любви. Наконец, он является вызовом. И действительно, легко поделиться хлебом, значительно труднее - сердцем и любовью, т.е. тем, чего люди сегодня больше всего ожидают от нас. С самого начала истории человечества Бог делился с нами хлебом. Он посылал все, что необходимо для жизни. Однако для Него даже этого оказалось мало. Он решил поделиться с нами своим сердцем и любовью. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную", - свидетельствует св. Апостол Иоанн (Ин 3, 16). Поэтому торжество Рождества Христова - это торжество любви; торжество, когда Бог делится с человеком тем, что наиболее ценно - своими сердцем и любовью. Это также торжество жизни. Человеческое сердце, познав Христа, не может оставаться равнодушным. Сердце, преисполненное любовью, сегодня излучает еще большее счастье. И наоборот, сердце одинокое, забытое, отвергнутое, сегодня кровоточит еще сильнее.

В торжество Рождества Христова мы с наилучшими пожеланиями делимся белой облаткой с близкими, знакомыми. Во время совершения Евхаристии к нам приходит Сам Бог внешне с той же самой, но по существу другой, облаткой - пресуществлененной, со Своим Телом и Кровью, чтобы в Святом Причастии соединиться с нами, укрепить нас Своей благодатью, дать надежду и пожелать всего наилучшего.

Чего же Христос желает нам сегодня? Прежде всего, чтобы мы увидели и пережили Его любовь к нам; любовь, которая 2000 лет тому назад подвигла Его скрыть свое величие в образе беспомощного младенца, а сегодня пребывает под видом хлеба. Он желает нам, чтобы и мы, по Его примеру, как облаткой в сочельник, делились с братьями и сестрами сердцем и любовью. "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга" (Ин 13, 34). Он взывает, чтобы наша любовь имела вкус хлеба, который никогда не приедается.

III. От Вифлеема - к Евхаристии, источнику жизни и надежды

"Вифлеем" в переводе на русский язык означает "город хлеба". И это глубоко символично. Родившийся в Вифлеемских яслях Христос после завершения порученной Его Отцом миссии - спасения человека и вознесения на небеса - не оставил нас в одиночестве. Он остался с нами под видом хлеба и вина в Евхаристии, как хлеб жизни вечной (ср. Ин 6, 35).

Хлеб необходим человеку для поддержания его биологической жизни. Он также дает надежду: у кого есть хлеб, тот надеется выжить. Для поддержания и развития духовной жизни необходим духовный хлеб, которым является Евхаристия. Она, как подчеркивает II Ватиканский Собор, является источником и вершиной всей христианской жизни (ср. LG 11). В ней "заключено все духовное благо Церкви, то есть сам Христос, … подающий жизнь людям" (РО 5). Будучи источником и вершиной жизни, Евхаристия также является надеждой христианина. Ведь цель его жизни - достигнуть счастья вечного. Евхаристия - это сам Христос, дающий надежду, поскольку Он дарует жизнь вечную. Он также указывает, что истинный смысл жизни человека не замыкается в этом мире, но устремлен к вечности, отмечает Папа Иоанн Павел II (ср. ЕЕ 21).

Поэтому каждая святая Месса - это Вифлеем, ибо на алтаре рождается Христос, приходящий к нам как хлеб жизни и знамение надежды. В Торжество Рождества Христова мы должны как можно ближе к сердцу принять эту истину, чтобы ею жить, ибо Евхаристия, как и Боговоплощение, является не только величайшим даром Бога, но и вызовом. Современный мир характеризуется нарастающим противостоянием, пронизан страхом перед будущим и потерей надежды. Налицо разделение между имущими и неимущими, пропасть между богатым, индустриально развитым обществом и бедными, слабо развитыми странами. Большую обеспокоенность вызывают загрязнение окружающей среды, болезни, голод, бедность, неграмотность, войны, проявления экстремизма, расизма и эгоизма, социальная несправедливость, насилие, терроризм, нарушения прав человека, межрелигиозная напряженность, кризис института семьи, убийство нерожденной жизни, эвтаназия, проблемы генной инженерии и т.д. Все больше и больше проявляются секуляризм и потребительство, а также культурная, антропологическая, этическая и духовная неопределенность.

Существует реальная опасность, что глобализация, вместо укрепления человеческого единства, приведет к маргинализации наименее защищенных слоев населения, а также росту количества бедных. Налицо утрата христианской памяти и христианского наследия, чему сопутствует житейский агностицизм и религиозное безразличие. Под неумолимым натиском секуляризма многие христианские символы могут остаться лишь достоянием истории. Люди сегодня часто неспособны соединять Евангельскую весть с повседневной жизнью. Им все труднее становится жить верой в Иисуса Христа, ибо она постоянно сталкивается все с новыми вызовами и угрозами. К великому сожалению, иногда складывается впечатление, что неверие объяснимо само собой, в то же самое время как вера как бы нуждается в определенной социальной легитимации. На наших глазах возникает новая цивилизация, подверженная влиянию средств массовой коммуникации, содержание которых нередко противоречит духу Евангелия и достоинству человеческой личности. Эта новая цивилизация характеризуется все расширяющимся религиозным агностицизмом и нравственным релятивизмом, а также все более укореняющейся "культурой смерти" вместо Творцом установленной "культуры жизни" (ср. ЕЕ 7-9).

Все это вызывает страх перед будущим и потерю надежды. Всякие попытки ее обрести в достижениях науки и техники, потребительстве, гедонизме, искусственной эйфории от психотропных средств, увлечением иными учениями и т.п. обречены на провал, ибо истинное счастье человека сокрыто в его сердце. Дать его может только Христос - податель жизни и надежда человека, звезда которой 2000 лет тому назад взошла над Вифлеемом и продолжает ярко светить в служении Церкви, ее таинствах, особенно Евхаристии.

* * *

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

От всего сердца поздравляю вас с торжеством Рождества Христова, торжеством триумфа любви и жизни, торжеством надежды. Пусть тайна тихой и святой Вифлеемской ночи станет для всех нас в родившемся Господе светом негаснущей звезды надежды. А год Евхаристии - непрерывно продолжающейся тайной Боговоплощения, чтобы каждая совершаемая в наших приходах Евхаристия была воспринимаема нами как тайна рождения Спасителя - источника жизни и надежды.

Поздравляю других христиан, вместе с нами празднующих это торжество. Поздравляю братьев православных, которые готовятся к подобному торжеству. Мы все вместе должны быть свидетелями Христа и Его Евангелия перед лицом все нарастающих вызовов современности, чтобы строить наше будущее прежде всего на духовных ценностях и вернуть надежду ее утратившим.

Еще раз, братья и сестры, с праздником!

Пусть, родившийся в Вифлееме Богомладенец будет вашей радостью, счастьем и надеждой как в рождественское время, так и в грядущем Новом 2005 Году.

Преломляясь с вами облаткой и препоручая всех вас предстательству Богородицы, давшей миру Спасителя, от всего сердца благословляю: во имя Отца, + и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Митрополит Тадеуш Кондрусевич

24 декабря 2004 Религия

Комментировать:

     

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������