Если человек грешит, будучи психически нездоровым, отвечает ли он за свои поступки?

ВОПРОС: если человек грешит, будучи психически нездоровым, то Бог его не осудит (в случае, если болезнь развивалась постепенно или в зрелом возрасте)? Получается, что до болезни человек отвечал за свои поступки, а заболев, уже нет?

ОТВЕТ: этот вопрос касается прежде всего степени нравственной ответственности человека за совершенные поступки. Согласно католическому вероучению, грех, который отвращает человека от Бога, совершается с полным осознанием содеянного и с полным согласием воли. Разумеется, в случае психического нездоровья трудно говорить о свободном выборе человека, - хотя и невозможно говорить о каком-то едином критерии для всех психических заболеваний. Кроме того, у людей, страдающих психическими патологиями, бывают моменты здравого рассуждения, когда они способны осознавать содеянное. В целом, если состояние человека настолько тяжелое, что оно полностью парализует его волю, то он не несёт нравственной ответственности за свои поступки, даже если в случае здорового человека эти же поступки были бы тяжким оскорблением Богу и человеку. В других же случаях можно говорить о некой грани психического состояния человека, за которой он перестаёт осознавать свои поступки. К каждому случаю необходимо подходить с отдельным критерием, и судить о нравственной вине человека в конечном счете может только Бог, правосудию и милосердию Которого мы и должны доверить суд над человеком.

Как известно, каждый грех имеет объективный и субъективный элемент. Объективный элемент греха представлен его материей, то есть самим действием. Поэтому, например, богохульство, убийство или сексуальное насилие объективно являются грехом. Субъективный же элемент касается участия человека в этом действии, того, насколько он действует осознанно и в согласии со своей волей. Некоторые грехи, тяжкие по своей материи, не могут расцениваться как грехи с точки зрения нравственной ответственности человека. Это касается, в частности, душевнобольных или детей.

Но, повторяем, давать какую-то единую оценку здесь чрезвычайно трудно, особенно когда речь идет о проблемах с психикой в зрелом возрасте. Одно дело когда человек имеет врожденное заболевание, и совсем другое – когда, например, он страдает какой-либо зависимостью, приобретенной в результате нравственно беспорядочной жизни. Например, алкогольная зависимость – это заболевание, которое снижает и даже снимает нравственную ответственность за многие поступки. Но ведь человек, возможно, пришел к этой зависимости шаг за шагом, раз от разу принимая осознанные решение при полном согласии воли. Точно так же можно говорить и о других зависимостях, например, от порнографии. Есть заболевания, в том числе и душевные, на которые влияет образ жизни человека. Не случайно путь исцеления от многих психических проблем часто лежит через внимание к духовности, через целительное приобщение к вере.

Давайте рассмотрим несколько гипотетических ситуаций. Скажем, человек жил во грехе, не раскаявшись, потом заболел психически. Хотя никогда нельзя с уверенностью сказать, что делается в душе у этого человека, он не может выразить свое сокрушение и приступить сознательно к Таинству Примирения. Тогда священник оставляет суд над ним милосердию Бога. Или такая ситуация: к священнику на исповедь приходит человек, у которого налицо признаки душевного заболевания. Он не в состоянии ни перечислить свои грехи, ни выразить сожаление о содеянном. Тогда только Святой Дух подскажет священнослужителю, как поступить в таком случае. Не надо забывать, что Исповедь – это Таинство исцеления.

Хотя в каноническом праве нет прямых упоминаний о таких ситуациях, канон 1005 – о Таинстве Елеосвящения - говорит о случае, когда есть сомнение, находится ли человек в здравом рассудке. В этой ситуации Таинство следует преподать, гласит церковный закон. Напомним, что через Елеосвящение Церковь поручает верных страждущему и прославленному Господу, чтобы Он поддержал и спас их.

Перед лицом таких случаев мы должны всегда помнить о главном критерии для христианина – милосердии: когда перед нами конкретный человек и мы, может быть, день за днем или год за годом становимся свидетелями его психического заболевания, которое становится причиной агрессивных или неадекватных действий, то в первую очередь мы возносим молитву о его исцелении и вверяем его поступки милосердию Бога: только Он знает, какова степень нравственной ответственности этого человека. И когда у нас возникает вопрос – осудит ли его Бог – вспомним слова Господа: «Я пришел не судить мир, но спасти мир». И не будем забывать, что на протяжении своей истории Церковь множество раз с твердой верой провозглашала святых, но ни разу не выразила непреклонного мнения по поводу вечного осуждения того или иного конкретного грешника.

По материалам «Радио Ватикана»

Комментировать:

     

    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

    Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

    Папа Франциск

    Папа Франциск

    Оставайтесь с нами

    Последние новости

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    «От имени Епископов я с искренней радостью объявляю о том, что Святой Отец принял наше приглашение и... Подробнее

    Требуются волонтеры

    Нам очень нужны редакторы, журналисты и переводчики

    подробнее...

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������