На чем основано утверждение Католической Церкви о существовании чистилища?

 ВОПРОС: учение Католической Церкви о чистилище для многих остается непонятным. Часто возникают вопросы: что это такое и откуда берут начало знания о его существовании?

ОТВЕТ: одни считают чистилище местом или неким пространством, на подобие того, которое описал в своей «Божественной комедии» Данте Алигьери, другие считают чистилище проклятием или наказанием, третьи, видят в чистилище всего лишь выдумку, для которой нет оснований в Священном Писании.

Нужно отметить, что в Библии действительно не встречается слово «чистилище», так как это теологический термин, который был введен позже, но говорить, что в Священном Писании нет упоминаний о чистилище - неправильно. Догмат о чистилище, был принят на Феррарско-Флорентийском и Тридентском Соборах (XV-XVI вв.), на основании Церковной традиции, которая в свою очередь ссылается на тексты Священного Писания.

Во-первых, как гласит Катехизис Католической Церкви, «те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную». Это не конкретное место, но именно временное состояние, в которое попадает после смерти душа человека, умершего хотя и не в смертном грехе, но в несовершенстве, и должна пройти необходимое очищение, чтобы получить радость пребывания рядом с Богом. Это не проклятие и не наказание. Чистилище дает возможность человеческой душе достичь небесного счастья.

Несмотря на то, что догмат о чистилище был окончательно утвержден только в XVI веке, вера в возможность очищения от грехов после смерти присутствовала в Католической Церкви с самого начала.

Ранние Отцы Церкви, как например св. Киприан, умерший в 258 году, поддерживали учение о существовании чистилища, опираясь на слова Иисуса записанные в Евангелии от св. Матфея: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф 5,25-26).

Св. Киприан утверждал, что усопшие верные, особенно мученики, немедленно наследуют небесную славу. Также он говорил о том, что люди умершие в смертном грехе, сразу страдают от адского наказания. С этим было все понятно. Но он думал о верующих, во время гонений на Церковь отрекшихся от веры, но потом сожалеющих об этом и кающихся. Так как некоторые из них умирали, так до конца не искупив свой грех (в те времена примирение с Церковью было длительным), он утверждал, что для них, существует возможность продолжить очищение после смерти - именно в чистилище.

В Евангелии есть еще одно указание на существование чистилища - когда Иисус говорит о грехе, который не будет прощен «ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12,32). Эти слова свидетельствуют о том, что некоторые грехи могут быть прощены и после смерти. Согласно учению Католической Церкви это происходит именно в чистилище.

Кроме Евангелий, в других частях Священного Писания, есть указания о существовании того, что мы называем чистилищем. Св. Павел пишет: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,- каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор 3,10-15). В этом фрагменте Апостол Народов говорит об очистительном огне, который открывает путь к спасению. Хотя здесь прямо и не говорится о чистилище, тем не менее, именно опираясь на его, Церковь развивала свое учение на эту тему.

Еще одно указание на существование чистилища содержится в ветхозаветной Второй Книге Маккавейской. Там речь идет о погибших во время битвы воинах, за которых возносилась жертва и молитва: «Посему принес (Иуда Маккавей) за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк 12,46). Этот фрагмент указывает на существование возможности молиться за души усопших, которые могут «разрешатся от греха». Из этого следует, что души усопших, которые прибывали в дружбе с Богом, попадают во временное, промежуточное состояние очищения, которое мы называем чистилищем. Таким образом, учение Католической Церкви о чистилище не является необоснованной выдумкой, но опирается на тексты Священного Писания.

По материалам «Радио Ватикана»

Комментировать:

    Все новости по теме:

     

    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

    Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

    Папа Франциск

    Папа Франциск

    Оставайтесь с нами

    Последние новости

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    «От имени Епископов я с искренней радостью объявляю о том, что Святой Отец принял наше приглашение и... Подробнее

    Требуются волонтеры

    Нам очень нужны редакторы, журналисты и переводчики

    подробнее...

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������