Почему вера в Бога – это уникальный дар?

крест золотойВОПРОС: почему вера в Бога является уникальным даром?

ОТВЕТ: в теологии термин «вера» относится к трем явлениям-элементам. Во-первых, вера как божественная добродетель, как исключительный дар человеку идущий от Бога. Человек сам не может пробудить в себе этот дар, он может только приготовиться к его принятию и дальше развивать свою открытость на него, взращивать его в себе – прежде всего через молитву и святые таинства. Этот дар можно вымаливать у Бога для другого человека – молитвой, постом, милостыней.

Во-вторых, вера как само верование – как акт веры в Бога.

В-третьих, вера как вероучение – как совокупность истин о Боге, сформулированных в виде догматов веры в которые мы верим. Самое важное их собрание – это Символ веры.

Все эти три элемента имеют глубокую взаимосвязь. Связь настолько глубокая, что отсутствие одного элемента фактически означает отсутствие двух других. Причем человек может обладать всеми этими элементами (а значит иметь настоящую веру), не осознавая один или два этих элемента.

В 1870 году I Ватиканский Собор дал определение божественной добродетели веры. Именно добродетели веры, а не акта веры или веры вообще, так как божественная добродетель первична во всем феномене веры. Она определяет сущность веры. Вот аббревиатура соборного определения: вера как божественная добродетель - это сверхъестественная способность, которая позволяет человеку признавать за истину Объявление не благодаря его логической правильности, а благодаря авторитету Бога, который не может ошибаться и не может вводить в заблуждение.

Таким образом, суть христианской веры - это принятие разумом истин Божественного Откровения. То есть принятие за истину того, что Бог открыл о себе людям в Откровении, отраженным в Библии. Таким образом, вера преимущественно относится к разуму и интеллекту человека, а не к чувствам.

Поэтому вера является фундаментом мировоззрения. Она позволяет человеку понять истинную цель и смысл жизни. Блаженный Иоанн Павел II часто повторял, что без Христа, без веры в Него, человек сам для себя остается тайной: он не может понять себя - кто он и для чего живет.

Вера - это дар Бога человеку. А если это Божественный дар, значит и характер этого дара сверхъестественный. Причем дар этот бесплатный, незаслуженный человеком, который он получает во время Святого Крещения.

Вера - это «дверь», через которую человек входит во внутреннюю жизнь Бога. Существует глубокая связь между верой человека и действием освящающей благодати. То есть, без сверхъестественной Божьей помощи спастись невозможно: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр 11, 6).

Самым важным аспектом нашей веры является ее христологичность и христоцентричность – мы верим, что Иисус из Назарета Сын Божий, Спаситель человечества и мой Спаситель. Именно такой веры требовал Христос ото всех, кому возвещал Евангелие: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин 3, 36).

В Новом Завете не раз подчеркивается, что вера в Бога - это признание своей зависимости от Творца, предание себя в Его руки и отведение Ему самого важного места в своей жизни. Поэтому вера невозможна без ее реальной реализации в жизни - в мыслях, словах, поступках. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11, 1); «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?" (Иак 2, 20) .

Верить в Бога - это не только верить, что Он есть, что Иисус Христос - Сын Божий и мой Спаситель ... Верить - это так же доверять Богу, что в свою очередь является функцией не столько нашего ума, сколько нашей свободы. Поэтому доверие Богу зовётся надеждой. Как и вера, настоящая надежда - это тоже дар Божий, сверхъестественная добродетель, зарождение которой в человеке происходит во время того же крещения.

Глубокая вера в Бога, которая встречаться с доверием Богу, и подтверждается актами веры, - еще не является настоящей верой, если существует без истинной любви. Любви как дара Божия, который возрастает из целомудрия любви, зарождение которой человек получает в таинстве крещения.

И если вера - это лишь начальная ступень жизни человека в Боге, то полноту этой жизни дает любовь. Без веры невозможно по-настоящему любить Бога и человека. Без веры человек никогда не будет по-настоящему счастлив. Наверное, поэтому в нашем обществе так много несчастных людей, неспособных любить и принимать любовь, потому что осталось так мало по-настоящему верующих людей.

Уникальность католической веры. Основы ее силы и святости

Земная жизнь христианина настолько сложна, настолько насыщена трудностями и «подводными камнями», что легко сбиться с правильного пути. Причем сбиться даже этого не заметив, и таким образом отойти от Божиих планов относительно себя ... Тут вспоминается известная аналогия: перейти пустыню одному, без хорошо подготовленного каравана, невозможно. Иными словами, чтобы человек реализовал объективную (задуманную Богом) цель своей жизни, ему необходимо сообщество верующих, которое будет хорошо подготовлено, с большим теоретическим и практическим опытом духовного пути, которое будет способно поддержать каждого христианина в трудностях его духовного пути. Господь хорошо все это предвидел и дал человечеству такую общность - святую Католическую Церковь, наделив ее различными дарами, которые помогают его членам.

Почему Церковь «святая»? Вовсе не потому, что она состоит из святых, а потому что ведет своих детей к святости. К той святости, которая есть у Христа. Бог основал Церковь для того, чтобы привести всех людей к святости.

«Церковь является главным инструментом этого деяния Христа, поскольку она соединена с Ним, как тело с главой. Иисус пожелал передать Церкви Свою миссию, и Он сделал это, и продолжает делать это до скончания времен, вселяя Святого Духа в учеников» (проповедь Бенедикта XVI во время мессы открытия Года веры 11 октября 2012 г.).

Католическое вероучение стремится к полному преобразованию мира, а точнее тех его сторон, где есть элементы мировоззрения и морали. Как сказал Христос: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф 28, 18). Католическая Церковь не ограничивается только нравственным преобразованием частной человеческой жизни, не ограничивается заботой о спасении отдельной человеческой души. Церковь стремится к всеобщему преобразованию мира, стремится «наполнить» Святым Духом общественную, экономическую, политическую жизнь, науку, культуру, философию, искусство. Этот целостный охват, этот максимализм говорит о безмерной любви к Богу. Ведь, как учили великие Отцы Церкви, «во всем будь умерен, но в любви к Богу не имей меры». Стремление христианства к всеобщему охвату всех сторон жизни логичное и последовательное, потому что весь мир принадлежит Богу.

Католическая вера обусловлена уникальными явлениями: Традицией и Учительством Церкви. Вместе со Священным Писанием эти элементы являются тремя столпами-основами католической веры.

Что такое Священное Писание мы все хорошо знаем. Но то, что наша вера опирается на колоссальный фундамент - Традицию Церкви, часто исчезает из нашего сознания.

Однако без Традиции Церкви не было бы ни Священного Писания, ни нашей веры.

Традиция Церкви включает все то, что Христос дал людям через своих учеников - Апостолов, а те передали своим преемникам. Традиция включает и то, что не вошло в Священное Писание.

Следует подчеркнуть, что Священное Писание - это плод Традиции Церкви. Ведь из всех текстов, повествующих об Иисусе Христе и Его учении, которые в первые века были распространены среди христиан, необходимо было выбрать настоящие, боговдохновенные, и отсеять ложные. Эту работу проделали ученики апостолов и их ученики, которых мы называем Отцами Церкви раннехристианской эпохи (2-4 вв.). Конечно, они были не одни, им помогали многие церковные деятели, святые подвижники, имена которых даже не сохранились в истории.

Книги Нового и Ветхого Завета были составлены до 4 в. н.э., а то есть до разделения Церкви на Восточную и Западную. Поэтому можно утверждать, что Библия - это плод Вселенской Католической Церкви.

Понятно, что всей многогранности жизни человека и общества невозможно описать в книге, даже такой, как Библия. Поэтому неизбежным является сбор в отдельной сокровищнице всего того, что касается веры и нравственности, всего того, что идет из Библии и служит реализации учения Христа. Такой сокровищницей является Традиция Церкви.

Кроме того, слова, которыми написана Библия, - как и все слова, имеют много значений. И надо иметь ключ к правильному пониманию этих слов. Таким ключом являются методы толкования, которые дают понимание смысла, вкладываемого вдохновленными Божьим Духом авторами Ветхого и Нового Заветов. В Традицию входят работы Отцов Церкви, которые жили очень близко по времени от апостолов и их учеников. Практически все наследие святых Отцов Церкви, живших в VII-VIII вв. н.э., дошло до нас в прекрасном состоянии и является фундаментом католической теологии до сегодняшних дней.

Однако Традиция не заканчивается Отцами Церкви. На фундаменте их учения знаменитые католические теологи продолжали углублять понимание Откровения. То есть, ничего не меняя в Священном Писании и дойдя до Традиции, они стремились глубже понять истины нашей веры. И особенно тех вопросов, которые ставила жизнь. Систематизацией, «отбраковкой» ложных путей, сохранением и передачей этого большого опыта занимается Учительство - присущая только Церкви власть обучения веры. В нее входят в Папа, Конгрегации при Святом Престоле, епископы и назначенные ними компетентные лица.

Поэтому будем пользоваться богатством богословской мысли, изучая ее.

  Доктор теологии Геннадий Крижевский

Комментировать:

    Все новости по теме:

     

    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

    Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

    Папа Франциск

    Папа Франциск

    Оставайтесь с нами

    Последние новости

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    «От имени Епископов я с искренней радостью объявляю о том, что Святой Отец принял наше приглашение и... Подробнее

    Требуются волонтеры

    Нам очень нужны редакторы, журналисты и переводчики

    подробнее...

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������