Как Католическая Церковь относится к смертной казни?

смертная казньВОПРОС: как Католическая Церковь относится к смертной казни?

ОТВЕТ: о смертной казни ясно сказано в Катехизисе Католической Церкви. Здесь отмечается, что государство должно сдерживать распространение такого поведения, которое наносит вред правам человека, а также основным нормам гражданского общества. Чтобы выполнять это задание, государство имеет право наказывать преступников, и налагаемое наказание должно соответствовать тяжести вины. Цель наказания, налагаемого общественной властью: во-первых, исправить беспорядок, вызванный преступлением; во-вторых, защищать общественный порядок и безопасность людей; а, в-третьих, оно должно в границах возможного способствовать исправлению виновного.

В Катехизисе также указывается: "при условии, что личность и ответственность виновного полностью установлены, традиционное учение Церкви не исключает применения смертной казни", но, она допустима только в том случае, "если это единственный возможный путь действенно защитить жизни людей от несправедливого агрессора".

В наши дни государство обладает достаточными возможностями для того, чтобы не позволить преступникам повторно совершать свои преступления. Поэтому, как говорил блаженный Иоанн Павел II, случаи, когда уничтожение преступника абсолютно необходимо, «имеют место очень редко, или вовсе отсутствуют». Согласно католическому учению, власть должна прибегать к бескровным средствам наказания. Для этого есть три рациональные причины: поскольку бескровные средства наказания в большей мере соответствуют конкретным условиям общего блага; более сообразны достоинству личности; не лишают окончательно виновного возможности исправиться.

Говоря о том, что в некоторых исключительных случаях смертная казнь является неизбежной, Церковь связывает ее с правом на самозащиту, что является обязанностью каждого человека, властей, а также ответственных за жизнь других.

Необходимо подчеркнуть, что право на самозащиту «не является исключением по отношению к запрету убивать невинного, то есть совершать сознательное убийство». В Катехизисе говориться, что «личная самозащита может повлечь за собой двойной результат: первый, сохранение собственной жизни; второй, убийство агрессора (…). Только первый результат - преднамеренный, а второй – непреднамеренный ».

Кроме того, «законная самозащита может быть не только правом, но и серьезным долгом для того, кто несет ответственность за жизнь других. Защита общего блага требует того, чтобы несправедливый агрессор оказался не в состоянии причинять вред. По этой причине те, кто обладает законной властью, также имеют право применять оружие с целью отражения агрессии против гражданского общества, за которое они ответственны».

Церковь учит, что во время выбора наказания необходимо, чтобы оно было пропорционально преступлению. Святой Фома Аквинский писал, что «если защищая собственную жизнь, человек действует более агрессивно, чем нужно, его действия противозаконны»

Таким образом, смертная казнь может быть применена только для самозащиты или защиты всего общества, если другого эффективного способа защиты не существует; она требует точного знания личности преступника и доказательств его вины; также она должна быть разрешена законной властью и исключать любые формы самосуда.

Однако если средства, не влекущие за собой смерти, достаточны для того, чтобы защитить и сохранить жизни людей, власть должна использовать только такие средства, поскольку они находятся в большем соответствии с конкретными условиями общего блага и более сообразны достоинству человеческой личности.

Церковь особо подчеркивает, что наказание должно иметь воспитательную функцию. Оно должно способствовать исправлению виновного, давать ему возможность искупить свою вину добрыми поступками или пребыванием в заключении. Смерть преступника лишает его этих возможностей.

Согласно учительству Церкви, восстановление порядка, нарушенного преступлением, не достигается пролитием крови по закону «око за око, зуб за зуб», но добрыми поступками или пребыванием в заключении с надеждой на то, что виновный изменится.

Наконец, Церковь напоминает, что «человеческая жизнь священна, ибо с самого начала она несет в себе творческое действие Бога и навсегда пребывает в особом отношении с Создателем, своей единственной целью. Один Бог есть Владыка жизни, от начала ее и до конца: никто ни при каких обстоятельствах не может претендовать на право прямо уничтожить невинного человека».

Священное Писание неоднократно подчеркивает, что Бог не желает смерти преступника - но его обращения и исправления.

По материалам "Радио Ватикана"

Комментировать:

     

    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

    Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

    Папа Франциск

    Папа Франциск

    Оставайтесь с нами

    Последние новости

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    «От имени Епископов я с искренней радостью объявляю о том, что Святой Отец принял наше приглашение и... Подробнее

    Требуются волонтеры

    Нам очень нужны редакторы, журналисты и переводчики

    подробнее...

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������