Доклад кардинала Петера Эрдё на Синоде Епископов: учение Церкви о браке не ставится под вопрос, даже если его мало знают или практикуют

После вступительного слова Папы Франциска работы Синода продолжились «Докладом перед первой дискуссией», который представил кард. Петер Эрдё, генеральный докладчик синодальной Ассамблеи. «Семья не является моделью, вышедшей из обращения», - подчеркнул кардинал. Церковь смотрит на семью с надеждой и милосердием. Иерарх еще раз поставил акцент на нерасторжимости брака, наряду с необходимостью разработать четкие правила в подходе к сложным семейным ситуациям.

Церковь возвещает ценность и красоту семьи, потому что, несмотря на множество трудностей, она «не вышла из обращения». Кардинал Эрдё заметил, что мы живем в мире эмоций, в котором жизнь считается не замыслом, а «целым рядом моментов», где «стабильное обязательство пугает» человека, уязвимого индивидуализмом. Но именно в таком мире, посреди этих «знамений времени», Евангелие семьи представляется «целительной истиной», которую нужно предлагать, «ставя себя на место тех, кто больше всего затрудняется признать её и реализовать».

Нет «катастрофизму и отречению» внутри Церкви, - сказал генеральный докладчик Синода. Речь идёт об «обширном и всеобщем наследии веры». В первую очередь кардинал осудил гендерную теорию и приравнивание гомосексуальных союзов к браку между мужчиной и женщиной. Абсолютное большинство католиков не разделяет этих идей, в то время как брак и семья по-прежнему рассматриваются верующими как наследие человечества, которое следует беречь, продвигать и защищать. Кардинал не скрывает того факта, что католическую доктрину часто мало знают и практикуют, но это «не означает, что она должна быть поставлена под вопрос».

«Это касается в особенности нерасторжимости брака и таинственного брака между крещеными. Не ставится под вопрос учение о нерасторжимости брака как такового, более того, оно бесспорно и в основном соблюдается также в пастырской практике Церкви по отношению к людям, которые потерпели крушение брака и стремятся к новому началу. Поэтому не доктринальные вопросы, а практические – вместе с тем неразрывно связанные с истинами веры – будут предметом дискуссий на этом Синоде, имеющем ярко выраженный пастырский характер».

Отсюда – необходимость большей осведомленности, прежде всего во время помолвки, чтобы будущие супруги ясно осознавали как сакраментальную ценность брака, основанного на «единичности, неразрывности и плодородии», так и его общественное назначение. Хотя семья разрушается такими факторами, как развод, аборт, насилие, бедность, злоупотребления, нестабильность работы, неравновесие, порожденное миграцией, - она неизменно остается «школой человечности».

«Семья – это практически последнее человеческое пространство приятия в мире, обусловленном в основном финансами и техникой. Новая культура семьи может быть отправной точкой для обновления человеческой цивилизации».

Именно поэтому Церковь поддерживает семью на деле, хотя «такая помощь не может быть оторвана от деятельного обязательства государства» по защите и продвижению общего блага посредством надлежащей политики. Упоминая о тех, кто живет в тяжелых семейных ситуациях, кардинал Эрдё подчеркнул, что Церковь – это «отчий дом», и по отношению к этим людям она желает разработать новый пастырский подход, чтобы они могли почувствовать любовь Бога и всей церковной общины, в перспективе милосердия, - которое однако «не отменяет истины и справедливости»: «Милосердие не отменяет и тех обязательств, которые проистекают из брачных уз. Они продолжают существовать даже когда человеческая любовь ослабевает или угасает. Это означает, что в случае завершенного Таинства Брака после развода, пока первый супруг жив, невозможно заключение второго брака, признанного Церковью».

Перечисляя различные ситуации – развод, гражданский брак, сожительство, - кардинал Эрдё заявил о необходимости «четких руководящих принципов» для того, чтобы пастыри могли помочь на практике парам, переживающим трудности, «избегая импровизаций и пастырской самодеятельности». Что касается разведенных второбрачных, кардинал подчеркнул, что «было бы заблуждением сосредоточивать внимание лишь на вопросе принятия Таинств»: нужно оценивать эти ситуации в более широком контексте, от подготовки к Таинству Брака до поддержки – не бюрократической, а пастырской, - супругов, с тем чтобы они поняли причины краха первого брака и могли выявить вероятные признаки его недействительности: «Нужно учитывать разницу между тем, по чьей вине разрушился брак, и тем, кто был оставлен: Церковь должна охватить их особой пастырской заботой. Разведенные, вступившие в новый гражданский брак, принадлежат к Церкви. Они нуждаются в сопровождении пастырей и имеют на это право».

Но не только: учитывая слабую осведомленность о Таинстве Брака и распространенный бракоразводный менталитет, нужно иметь смелость признать недействительность многих церковных браков. В Докладе перед первой дискуссией содержится рекомендация ввести двойное решение о недействительности брачных уз, избегая при этом «автоматизма», создающего впечатление, будто людям даётся развод. В этом отношении, сказал кардинал, было бы уместным проанализировать практику некоторых православных Церквей, предусматривающих возможность заключения второго и третьего брака с принесением покаяния.

Заключительная часть доклада посвящена Евангелию жизни: жизни от зачатия до естественного угасания. Открытость жизни является существенной и неотъемлемой частью супружеской любви. Кардинал Эрдё отметил, что сегодня, особенно на Западе, многие решают не иметь детей или, наоборот, заполучить их любой ценой: «Принятие жизни, принятие ответственности в отношении к порождению жизни и проистекающей из этого заботы о ней, возможны только если семья воспринимает себя не как изолированный фрагмент, но как часть целого переплетения взаимоотношений. (…) Все более важной представляется задача не оставлять семью, не оставлять семьи в одиночестве, но сопровождать их и поддерживать на их пути. (…). За семейными трагедиями очень часто кроется отчаянное одиночество, вопль страдания, которого никто не сумел услышать».

Поэтому так важно преодолеть «приватизацию чувств», лишающую семью ее смысла и сводящую ее к выбору индивидуума. Нужно создать и на общественном уровне условия, которые бы облегчали принятие ребенка или заботу о пожилом человеке. Со своей стороны, Церковь призвана уделять внимание воспитанию чувств и сексуальному воспитанию, которое бы не было поверхностным и банальным.

Перед Синодом стоит вызов: по-новому предложить миру – и не только «группе практикующих католиков» - "красоту христианского послания о браке и семье", дать «правдивые и милосердные ответы» в сложных общественных условиях.

Помимо кардинала Эрдё, Первая общая конгрегация включала доклады архиепископа Парижского Андре Вен-Труа, поблагодарившего Папу за «намерение развивать практику коллегиальности епископов». Семья – сказал французский кардинал – это одна из составляющих новой евангелизации, и Церковь желает обновить в ней свою миссию», в том числе и заботой о семьях, потерпевших крах.

В свою очередь кардинал Балдиссери напомнил обо всех подготовительных этапах Синода и подчеркнул волю Папы Франциска гарантировать в нём «единство в разнообразии, апостольство в кафоличности».

По материалам «Радио Ватикана»

Комментировать:

     

    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

    Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

    Христианская психология

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    28-04-2015

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    Чистота добрачных отношений – залог хорошей семьи. Добрачная чистота помогает формированию и сохранению хороших отношений с родителями будущего супруга. Воздержание от сексуальной близости делает людей более свободными по отношению к самому периоду помолвки — позволяет проще прекратить отношения с человеком, если поймешь, что «это не твое».

    Подробнее

    Как правильно наказывать детей?

    12-03-2015

    Как правильно наказывать детей?

    Цель наказания - побудить человека не вести себя данным образом. Это наиболее общий метод контроля поведения.

    Подробнее

    Папа Франциск

    Папа Франциск

    Оставайтесь с нами

    Последние новости

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    «От имени Епископов я с искренней радостью объявляю о том, что Святой Отец принял наше приглашение и... Подробнее

    Требуются волонтеры

    Нам очень нужны редакторы, журналисты и переводчики

    подробнее...

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������