История непростых взаимоотношений между Святейшим Престолом и Россией увенчалась установлением полноценных дипломатических отношений

 установлением полноценных дипломатических отношений9 декабря Зал Печати Святейшего Престола распространил официальное коммюнике, в котором сообщается об установлении полноценных дипломатических отношений между Россией и Святейшим Престолом. «Св. Престол и Российская Федерация, -- гласит текст коммюнике, -- желая развивать взаимные дружеские отношения, с обоюдного согласия приняли решение установить между собой дипломатические отношения на уровне Апостольской нунциатуры со стороны Св. Престола и Посольства – со стороны Российской Федерации».
 

Как известно, прежде дипломатические отношения были ограничены представительствами с обеих сторон. 3 декабря Папа Бенедикт XVI принял президента России Дмитрия Медведева на аудиенции, в ходе которой и было выражено намерение перейти на новый уровень дипломатических отношений. Пресс-служба Президента России сообщила, что уже 3 декабря господин Медведев подписал указ о повышении уровня дипломатических отношений между Россией и Ватиканом до уровня посольства. Этим указом Министерству иностранных дел поручается провести переговоры с Ватиканом о преобразовании представительства РФ в Ватикане в посольство, оформив достигнутые договоренности соответствующими документами.
Дипломатические отношения между СССР и Ватиканом на уровне постоянных представительств были установлены в марте 1990-го года, а в 1992-м Св. Престол признал Российскую Федерацию в качестве правопреемницы СССР и установил с ней такие же отношения на уровне постоянных представителей. Отныне ж представитель в России официально именуется апостольским нунцием, а представитель России в Ватикане – послом.
Но этим отношениям предшествовала долгая и непростая история, о которой, в частности, упоминал представитель России при Св. Престоле Виталий Литвин в 2001 году, выступая на Симпозиуме «Международные юридические двусторонние отношения между Св. Престолом и государствами: опыт и перспективы». «Юридическое формирование отношений со Св. Престолом – вопрос непростой и выходит за пределы обычных межгосударственных отношений», заметил тогда российский дипломат, поясняя, что речь идет не только о политических аспектах или вопросах собственности, но прямым образом касается сложнейшего фактора религиозного самосознания. Обращаясь к историческим фактам, Литвин упомянул о конкордате 1847 года, когда были определены границы католических епархий на территории России, наряду с процедурой назначения епископов. Император ратифицировал документ в том же году, в то время как со стороны Св. Престола это произошло полтора года спустя. Однако, в 1865 году конкордат был расторгнут, как выразился Литвин, «из-за не очень дружественной позиции Св. Престола во время польского восстания 1863 года».
На протяжении ХХ века – который не вошел в рамки речи Литвина – было несколько периодов потепления в отношениях между Св. Престолом и советской Россией. В 1918 году в Ватикане прошло совещание «о русском вопросе», на котором Курия сделала вывод, что не следует ожидать никакой внутренней эволюции советского режима, и нужно быть готовыми к любой их внешней эволюции, в том числе возвращению монархии. Этого иерархи опасались, поскольку Католическая Церковь в Российской империи при царском режиме подвергалась серьезной дискриминации. Поэтому декрет советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» казался им довольно приемлемым, поскольку, думали они, по крайней мере он даст право Церкви решать самостоятельно свои внутренние проблемы. Папа Бенедикт XV принял неожиданное решение установить прямые контакты с Россией, назначив апостольского визитатора для России Акилле Ратти, будущего своего преемника. Однако, Ратти не удалось приехать в советскую Россию – ему не было дано разрешение на въезд. За этим последовали дальнейшие усилия установить контакты – прямые или косвенные -- с советской Россией, но они имели уже сугубо религиозный или гуманитарный характер. Официальные связи прекратились и начали возобновляться лишь в 60-е годы. Однако, они не носили формального характера вплоть до 1989 года, когда зашла речь об установлении официальных дипломатических отношений, что и произошло в 1990-м году.
Выступая на Симпозиуме, посвященном отношениям государств со Св. Престолом, Литвин заметил, что «Россия – это государство с православным большинством и с богатейшими христианскими духовными традициями», и этот факт, по его мнению, играет большую роль в решении вопроса «равновесия интересов в обществе». Приведя краткую историю взаимоотношений государства и Церкви в России, а также Российского государства со Св. Престолом, он сказал, что «мы находимся лишь в начале пути, и необходимо преодолеть довольно долгий период возрождения духовности». Между тем, накануне своего визита в Ватикан президент России заверил, что встреча с Папой будет носить светский дипломатический характер. Он подчеркнул, что в России «Церковь отделена от государства, а государство от Церкви». Свою точку зрения на установление дипломатических отношений выразил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Иларион, выступая в эфире программы «Вести в субботу». Он утверждает, что «можно только приветствовать такой шаг Российского государства». В своем комментарии архиепископ расширил контекст двусторонних отношений между Россией и Св. Престолом на межцерковные отношения, причем не только в России, еще раз упомянув о спорах вокруг храмов, принадлежащих Украинской Греко-католической Церкви.

источник : Радио Ватикан

Комментировать:

     

    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

    Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

    Христианская психология

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    28-04-2015

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    Чистота добрачных отношений – залог хорошей семьи. Добрачная чистота помогает формированию и сохранению хороших отношений с родителями будущего супруга. Воздержание от сексуальной близости делает людей более свободными по отношению к самому периоду помолвки — позволяет проще прекратить отношения с человеком, если поймешь, что «это не твое».

    Подробнее

    Как правильно наказывать детей?

    12-03-2015

    Как правильно наказывать детей?

    Цель наказания - побудить человека не вести себя данным образом. Это наиболее общий метод контроля поведения.

    Подробнее

    Папа Франциск

    Папа Франциск

    Оставайтесь с нами

    Последние новости

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    «От имени Епископов я с искренней радостью объявляю о том, что Святой Отец принял наше приглашение и... Подробнее

    Требуются волонтеры

    Нам очень нужны редакторы, журналисты и переводчики

    подробнее...

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������