Кардинал Любомир Гузар вспоминает о патриархе Иосифе Слепом

http://www.crimeacatholic.info/index.php?option=com_content&view=article&id=5036:------q&catid=25:2010-04-21-20-11-36&Itemid=154О патриархе Иосифе Слепом вспоминает кардинал Любомир Гузар

Прошло 120 лет со дня рождения патриарха Иосифа Слепого. Вы его знали лично. Говорят, Блаженнейший был очень строгим человеком.

- Был строгий, да. В духовной семинарии, а затем академии во Львове, где он был ректором в 20-30-х, студенты его очень боялись.

 

А блаженнейший Иосиф был одним из очень-очень немногих в те времена в Западной Украине греко-католических священников,который носил бороду. Специально - он тем хотел подчеркнуть свою принадлежность к восточной церковной традиции. И студенты говорили: "Больше, чем огня и воды, бойся бороды", - улыбается.

Да, все вам скажут, что он был строг. А я скажу, что в действительности он был очень мягким. Один момент приведу. В 1970 году я сопровождал Блаженнейшего Иосифа в его пастырской поездке во Францию. В Лурде сказал такую ​​проповедь - "Мамо", - что плакали не только женщины, но и некоторые мужчины. И с таким чувством ее говорил! Между прочим, он был очень привязан к своей маме. Тогда он показал себя совсем другим человеком.

А  строгость - это была маска. Почему он ее одевал на себя? Ибо был убежден, и не без основания, что каждый второй украинец - гений, но все ленивые. Сам не раз говорил. Поэтому накладывал эту маску, чтобы людей загонять в работе, чтобы этих ленивых будить. И не только ленивых студентов семинарии, а и профессоров. Вот он призвал их к себе и сказал: "Господа профессора, если через год мы не будем иметь на столе вашего богословского труда, то пойдете домой - не будете больше профессорами". И они послушались. Он был строг, но имел эффект с этого. Заодно любил пошутить, любил хорошее общество. Это не была его природа - и строгость. Но когда нужно было что-то делать, то онбыл очень требователен. Именно требовательный, а не суровый.

Иосиф Слепой выдвинул идею предоставления патриаршего статуса Украинской греко-католической церкви.

- Эта идея действительно зародилась еще в конце XVI века. В 1596 епископат Украинской церкви достиг взаимопонимания с Римом, с Апостольским престолом, - подписал так называемую Брестскую унию. Очень неправильное название - правильнее говорить бы "согласие". Ибо "уния" - чужое для нас слово, латино-польского происхождения. (Нас время от времени часто называют "униатами", и говорят это таким оскорбительным  образом: "Эти униаты", - словно это преступники или предатели.) Так вот: в то время украинская церковная иерархия - восемь из 10 епископов, вместе с митрополитом Киевским, - подписала это согласие. И большая часть народа пошла за ними. Но не все. Также немалая часть народа, главным образом шляхта, по разным причинам воспрепятствовали этому. И украинская церковь поделилась - на тех, кого мы сегодня называем греко-католиками, и тех, которых называем православными.


А потом?Тогда эти два владыки, которые не подписали акт понимания - епископы Львовский и Перемышльский, - остались без митрополита и собственной церковной структуры. И так продолжалось вплоть до 1620 года, когда восстановили иерархию Православной церкви. В те времена были два знаменитых митрополита Киевских - православный Петр Могила и греко-католический Велямин  Рутский. Эти мудрые люди сказали в себе: "Надо, чтобы Русь с Русью говорила". Начали искать решения. И признали что лучше было бы, если бы мы объединились в патриархате. Ибо это  типичная для Восточной церкви структура. Люди, которые имеют такое же богословие, такую ​​же каноническую структуру, духовность, должны объединиться. Итак, оба владыки сказали себе: будем работать над этим. Но, к сожалению, тогда ничего не вышло.

- Была еще попытка в конце XIX века: в 1890-х годах Папа Лев III также думал о патриархате для нашей греко-католической церкви. Но не смог этого довести до конца. 1937 года в Киеве состоялся богословский конгресс. И там, между прочим, также выдвинули проблему патриархата. В этом конгрессе Иосиф Слепой принимал очень активное участие. И позже сам митрополит Андрей Шептицкий в некоторых своих писаниях 1940-х тоже говорит о патриархате как высшей канонической форме жизни церкви восточного обряда. Поэтому эта идея не является чем-то, что придумал Иосиф Слепой. Он только очень хорошо осознавал ее важность. Те 18 лет, когда Блаженнейший страдал в Сибири, в тюрьмах, - очень неприятный для него был период. Но чего он тогда имел достаточно, то это времени: было время думать. Обдумывал многое из церковных дел. И утвердился в убеждении, что наша церковь, чтобы уцелеть, должна иметь патриарший строй. Поэтому, когда после освобождения из лагерей в 1963-м Слепой выступал на второй сессии Ватиканского собора, он выдвинул идею о патриархате для нашей церкви. Это не было что-то новое: Собор в своем заключительном документе о Восточных церквях говорит, что надо восстанавливать, а главное создавать патриархаты для восточных католических церквей.

Но во время Иосифа Слепого ей не дали патриарший статус. Почему?

- По политическим причинам. Сейчас это зависит от Папы. Потому что если нет Вселенского собора, только он может принять такое решение. Но многие боятся нашего патриархата, поскольку считают, что патриаршая церковь могла бы отступить от единства с Римом. А второе - этого не позволяет  очень сильное политическое давление, главным образом из Москвы. Если бы мы получили патриархат, то сразу стали бы очень сильной церковью. А этого они боятся.

Во времена Иосифа Слепого Ватикан думал о предоставлении патриархата - но только для нашей церкви за пределами Украины. Блаженнейший Иосиф отказался. Говорит: что же это за патриархат? Мы будем делить церковь в Украине и на поселениях? На то и должен быть патриархат, чтобы всех объединить. И тогда Рим отказался.

Но Иосифа Слепого титуловали патриархом.

- Ватикан никогда не признал его титула патриарха. Нет никакого декрета, ни инструкции. Блаженнейший сам этот титул принял. На основании, так скажу, народного волеизъявления. Потому что люди начали в Святой литургии титуловать и молиться за него как за патриарха. И в своем "Завещании" Иосиф Слепой пишет: "Молитесь за патриарха. Ибо хотя мы его не имеем, но он будет. Молитесь за него". Когда я стал Верховным архиепископом, ко мне обратились: "Можно вас поминать как патриарха?" Я говорю: "Как хотите". Но я ни в одном документе никогда не упоминал себя как патриарха. Однако говорю: "Если вы хотите, я не против". Пусть мысль о патриархате не умирает.

Мы имеем свою старинную восточную христианскую традицию, которую должны хранить. Мы православные так же, как Киевский патриархат и другие. Основная разница в том, что мы соединены с Римским апостольским престолом, а они нет. Есть некоторые различия богословские. Но вера такая же самая.

Справка

18 лет провел в советских концлагерях блаженнейший Иосиф Слепой. Владыку арестовали 11 апреля 1945-го вместе с другими греко-католическими епископами. Требовали отделиться от Рима. Отказался. Приговор - восемь лет каторжных работ. Срок еще трижды продлевали. Отбывал наказание в Сибири и Мордовии. Папа Римский Иоанн XXIII ходатайствовал об освобождении Иосифа Слепого. Советский лидер Никита Хрущев дал согласие на это в начале 1963-го. 9 февраля того года Иосиф Слепой прибыл в Рим.

Источник : Католический Крым

Комментировать:

     

    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

    Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

    Христианская психология

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    28-04-2015

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    Чистота добрачных отношений – залог хорошей семьи. Добрачная чистота помогает формированию и сохранению хороших отношений с родителями будущего супруга. Воздержание от сексуальной близости делает людей более свободными по отношению к самому периоду помолвки — позволяет проще прекратить отношения с человеком, если поймешь, что «это не твое».

    Подробнее

    Как правильно наказывать детей?

    12-03-2015

    Как правильно наказывать детей?

    Цель наказания - побудить человека не вести себя данным образом. Это наиболее общий метод контроля поведения.

    Подробнее

    Папа Франциск

    Папа Франциск

    Оставайтесь с нами

    Последние новости

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    «От имени Епископов я с искренней радостью объявляю о том, что Святой Отец принял наше приглашение и... Подробнее

    Требуются волонтеры

    Нам очень нужны редакторы, журналисты и переводчики

    подробнее...

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������