Кому выгодно вышибать землю из-под ног католического прихода Пскова – шесть версий

Кому выгодно вышибать землю из-под ног католического прихода Пскова – шесть версий Псковские католики пожаловались на чиновников, которые больше года тянут с продлением аренды земли под их храмом. Абсурд положения в том, что строительство католического храма во Пскове законно велось на этой земле 10 лет и уже почти завершено. "В настоящее время у храма нет ни земли, ни утвержденного кадастрового номера, ни разрешения на строительство. Здание приходского дома, зарегистрированное в качестве объекта недвижимого имущества, и фактически построенный храм находятся "в воздухе", – говорится в обращении, опубликованном на сайте псковского губернатора.

 

Виртуальная "приемная" Андрея Турчака, по-видимому равняющегося на "твиттер-президента" Дмитрия Медведева, устроена модно. Проблемы, с которыми обращаются к нему граждане, выстраиваются в обратной последовательности в многостраничный список. То, с чем губернатор разобрался, выделяется зеленым цветом и подписью "решено", а также стоит отдельным списком в подразделе "Решенные". С проблемой Римско-Католической Церкви ничего этого пока не произошло, что и не удивительно – ведь о ней было заявлено только 22 сентября. Зато вопрос этот уже отнесен к категории "Культура". Категории "Религия" на губернаторском сайте почему-то нет. Видимо, с религией проблем в Псковской области не предусмотрено.
Согласно христианскому порталу "Baznica.Info", именно после прихода нового губернатора Турчака в 2009 году "отношение властей к представителям религиозных меньшинств изменилось". И все же община храма Пресвятой Троицы, единственного в Псковской области, питает надежды на личную встречу с губернатором, точнее – на ее возможность. О призрачности такой надежды говорит то, что даже заместитель губернатора Максим Жаворонков не сумел найти время для настоятеля храма – отца Кшиштофа Каролевски. При этом ранее, 7 декабря 2010 года, когда во время визита во Псков главы Католической Церкви в России архиепископа Павла Пецци поднимался вопрос об отсутствии прав у католического прихода на земельный участок под храмом, Жаворонков извинился за волокиту, допущенную чиновником комитета по имущественным отношениям, и пообещал немедленно уладить вопрос. Что произошло потом - неведомо, однако обещание свое Жаворонков не сдержал, и 18 марта 2011 года стало известно, что участок снят с кадастрового учета и план исчез. А 18 июля католики получили письмо со словами о том, что "рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка приостановлено". Без объяснения причин.
Попробуем объяснить причины самостоятельно.

Версия номер раз – тупо кафкианская


Чисто формальные механизмы. 2010 год примечателен тем, что именно в нем, по сообщению "Псковского агентства информации", "ведение по пролонгации аренды земли перешло в компетенцию администрации Псковской области". До того указанное "ведение" находилось в "компетенции" не областной, а городской администрации, с которой у Римско-Католической Церкви сложились неплохие отношения. Горадминистрация выделила ей земельный участок распоряжением от 11.06.1999 под № 1561-р "для проектирования храма, а в дальнейшем для его строительства". Каждый год администрация города Пскова исправно продлевала срок аренды земли, пока 27.02.2010 не закончился последний договор аренды – и "ведение" по его пролонгации перешло к администрации уже областной. Если совсем точно, новая для католического прихода структура называется Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям. Вот с ним-то и не сложились отношения у католиков.
Остановимся на этом моменте. Кафкиански-консервативная суть любого чиновничьего аппарата ясна каждому советскому и постсоветскому человеку. Чудо – если его колесики крутятся в твою сторону. И хорошо, чтобы эти колесики были одни и те же. Смена одного чиновничьего "ведения" на другое всегда катастрофична прежде всего для самих чиновников, которые со страхом смотрят на все новое. Боясь принять самостоятельное решение, они тянут до последнего, пока не придет отчетливый "сигнал сверху". Скорее всего, по этой, а не по какой-либо другой причине работник областного комитета Надежда Морозова, не обнаружившая никаких ошибок в переданных ей в марте 2010 года документах на продление срока аренды, отвечала на многократные вопросы отца Кшиштофа: "Молитесь и ждите!"
Потом делом храма Пресвятой Троицы занялся другой специалист комитета - Зинаида Юшина. Она увидела проблему в том, что заявление было "предоставлено на ненадлежащем бланке".

Версия номер два – неудовлетворенно-коррупционная


Дальше начинается самое интересное. После того как "сигнал сверху", по всей видимости, прозвучал, нашлась и причина, по которой, "оказывается", все так затянулось. 22 декабря 2010 г. отцу Кшиштофу пришло письмо от председателя Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Ольги Торбич. Из него следовало, что территория прихода с находящимся там храмом Пресвятой Троицы попадает под так называемую "водоохранную зону" и договор аренды не может быть продлён, "так как такой вид разрешённого использования как объект, связанный с отправлением культа, в указанных зонах не предусмотрен". При этом Торбич ссылалась на постановление Псковской городской думы о водоохранных зонах, датированное 08.07.2003.
Напомним, разрешение на строительство храма было получено приходом еще в 1999 году.
Отец Кшиштоф пошел искать защиты там, где ему выдали тогда это разрешение. И он нашел защиту! Начальник Управления по градостроительной деятельности администрации г. Пскова Ирина Клименко сказала, что Государственный комитет не прав, "так как законы и постановления не имеют обратной силы". "Псковское агентство информации" замечает также: "Странной позиция данного Комитета выглядит потому, что у нас в городе культовых сооружений на территории водоохранной зоны реки Пскова и реки Великой немало. Например, на такой же территории расположен Троицкий Собор и Мирожский монастырь. Неужели с ними тоже отказались заключать договора?!"
Уточним. Хотя это и договоры аренды, но речь идет о безвозмездном пользовании землей. Так, может, чиновникам просто захотелось срубить с католиков денег? Кто знает…

Версия номер три – обиженно-православная

В драму взаимоотношений Римско-Католической Церкви и государства нам придется ввести третье действующее лицо – Русскую Православную Церковь Московского патриархата. Углубимся в историю.
Присутствие католиков во Пскове – самом западном (не считая Калининграда) областном центре России – насчитывает почти 8 веков. Св. благоверный князь Александр Невский еще в 1247 г. разрешил здесь строительство католического храма. Что же касается истории не такой глубокой, то, согласно порталу "Procatholic.Ru", в 1803 г. во Пскове проживало 96 католиков, и по инициативе итальянского купца Лаврентия Карри они создали общину. Портал сообщает: "По Высочайшему повелению императора Александра I, псковским католикам разрешалось иметь капеллана и предписывалось начать проведение богослужений в одном из пустующих православных храмов. Архиепископ Псковский, Курляндский и Лифляндский Ириней в 1804 г. отвел католической общине храм во имя Трех Святителей упраздненного еще указом Екатерины II женского монастыря, богослужения в котором не совершались с 1758 г.".
Поражает, с каким участием тогдашние государственно-православные российские власти отнеслись к католикам: в 1806 г. из государственной казны выделяется постоянное жалованье для католического священника во Пскове в размере 200 рублей, причем император добавил от себя лично 500 рублей единовременной помощи на нужды прихода. "В этом же году, – продолжает портал, – Лаврентий Карри совместно с прихожанами купил у псковского мещанина Воскобойникова дом для проживания священника. Эта известная в Пскове архитектурная постройка с тех пор именуется "Домом ксендза".
По словам директора располагающегося ныне в этом помещении Псковского музея-заповедника Юрия Киселева, изначально здание являлось палатами дворян Рокотовых. В разговоре с корреспондентом "Псковской Ленты Новостей" он сообщил, что ни одного обращения от псковской католической общины в музей не поступало. Правда это или нет, мы не знаем. Факт – то, что когда в 2000-х заговорили о "реституции", о том, что государство должно возвращать религиозным организациям принадлежавшее им до революции движимое и недвижимое имущество, ко псковскому католическому приходу это почему-то никакого отношения не возымело.
Не будем вдаваться во все перипетии, в результате которых псковские католики ушли из ставшего для них маленьким бывшего православного женского монастыря и сами построили костел, в котором после революции стал располагаться Учебно-курсовой комбинат. Факт, что, в отличие от аналогичных просьб со стороны РПЦ МП, просьба Римско-Католической Церкви о возврате им этого здания государством удовлетворена не была.
Католики не стали настаивать даже тогда, когда в 2007 году разговоры о "реституции" приняли очертания подписанного президентом Медведевым закона. Они просто верили, что государство гарантированно предоставило им землю, и строили новый костел на окраине города, неподалеку от часовни католического кладбища, надгробия с которого в советское время были объявлены "бесхозными" и, после стесывания надписей, продавались на новые могилы.
Но это уже совсем "детали". Показательно то, как отреагировала на сам факт строительства католического храма Псковская епархия РПЦ МП. Вот что говорит об этом "Псковская Лента Новостей": "При этом противники возрождения новой конфессии считали, что в городе не нужен второй приход пресвятой Троицы, так как в Пскове уже есть православный храм, носящий это имя – Троицкий кафедральный собор. Кроме того, они считали, что высота нового здания будет непомерно высокой. В обращении, направленном Владыкой Евсевием президенту России и губернатору Евгению Михайлову, утверждалось, что возведение католического костела "есть не что иное, как религиозная интервенция чуждой для русского народа религии". Чтобы разрешить ситуацию, отец Кшиштоф Каролевский встречался с бывшим спикером Госдумы Г. Селезневым, председателем Совета Федерации С. Мироновым, сенатором М. Маргеловым, и они поддержали строительство костела.
Процитируем еще несколько пассажей из обращения архиепископа (ныне – митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия ко псковскому губернатору и к президенту РФ: "Убедительно просим Вашего вмешательства по предотвращению строительства грандиозного католического костела в исторической части Пскова. Это пощечина всему нашему православному народу". Или вот еще: "Нет – свободной деятельности католиков в нашей стране! Нет нужды у России в католической миссии! Не обижайте наш народ католическим присутствием!" Архиепископ Евсевий просил предпринять все возможное, "чтобы не дать восторжествовать на Святой Псковской земле разрушителям нашей Родины и народа – Римскому Папе и противному для русского народа – католицизму".
Результатом обращения владыки Евсевия стало то, что, как сообщает "Псковское агентство информации", на встрече с отцом Кшиштофом 16 апреля 2002 г. тогдашний псковский губернатор Евгений Михайлов заявил, что "позиция Русской Православной Церкви влияет на настроение общества, а с общественным мнением надо считаться, его надо учитывать". Строительство было продолжено ценой компромисса: по требованию контролирующих организаций высота нового костела была уменьшена до 29 метров.
По утверждению главного архитектора Псковской области Владимира Бессонова, высота шпиля строящегося на берегу реки Псковы храма была ограничена 27 метрами еще на первом градостроительном совете, однако католическая община увеличила её вплоть до 45 метров, несмотря на то, что строительство костёла ведётся в непосредственной близости от православной Дмитриевской церкви.
Заметим, что католики делали шаги навстречу РПЦ МП не только посредством снижения высоты шпиля. Согласно "Благовест-инфо", когда в 2005 году Псков посещал с пастырским визитом глава католической митрополии в России митрополит Тадеуш Кондрусевич, он сокрушался: "К сожалению, не состоится моя встреча с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием. На мое письмо с просьбой о встрече секретарь епархиального управления ответил, что владыки "в это время не будет во Пскове". Митрополит добавил, что он очень надеялся во время личной встречи с архиепископом Евсевием наладить конструктивные отношения, омраченные в 2002 году, когда православная епархия протестовала против возведения католического храма".
Так или иначе, компромисс был найден, и в немалой степени благодаря вмешательству светских властей самого разного уровня. Нетрудно предположить, что за волокитой с продлением договора аренды может стоять все та же Псковская епархия. Окажется ли нынешний губернатор Псковской области Андрей Турчак так же мудр, как прежние власти, покажет время.

Версия номер четыре – архитектурно-общественная


Не только католическая, но и православная общественность обсуждает сложившуюся ситуацию. Вот, например, что пишет диакон Иоанн Данилов в своем ЖЖ: "Кажется странным утверждение, что здание католического храма нужно для чего-либо Псковской епархии МП. (…) Совсем неподалеку от того места, где располагается католический храм, есть два православных храма: свв. Константина и Елены и св. Димитрия Мироточивого на одноименном кладбище. Подчеркну, что это исторические здания, переданные МП. К слову, рядом есть еще и третий храм – деревянная церковь св. Варвары XVII века, но я не знаю, действующая ли она. Вообще, в Пскове почти все исторические храмовые здания – памятники архитектуры – переданы МП. (…) Старинных храмов в историческом центре Пскова – не один десяток, и я сильно сомневаюсь, что они заполнены верующими на 100 %, так что нужно где-то срочно изыскивать какие-то дополнительные площади. Католический же храм находится в стороне от густо населенных районов Пскова, (…) добираться на транспорте туда неудобно, и вряд ли в епархии МП горят желанием взять на себя расходы по содержанию огромного здания, в которое никто и ходить-то не будет".
"Да, в 2002 году, в процессе строительства католического храма, был большой конфликт", – продолжает диакон Иоанн. И дает ему свою трактовку: "На территории исторического центра, как и в Новгороде, например, существует высотный регламент, я лично не помню там каких-либо зданий высотой больше, чем в 5 этажей. За счет этого архитектурными доминантами исторического центра являются старинные храмы, а главная архитектурная доминанта – Троицкий собор. "Верх святой Троицы", как говорили древние псковичи, и сейчас издалека хорошо виден на некоторых подъездах к городу. И вот, представьте, на окраине исторического центра появилась бы заметная отовсюду другая архитектурная доминанта, выполненная, к тому же, в совершенно чужеродном архитектурном стиле. Последовавшее за этим согласование проекта с ограничением высоты было, на мой взгляд, крайне здравым и необходимым решением. Хотя нынешние сетевые апологеты католического храма пишут, что "гармония соотношения частей католического храма была нарушена".
"В чем причина нынешних проблем с согласованием строительства – пока не ясно. Я призываю всех сочувствующих и репостящих дождаться какого-либо официального ответа Псковской администрации. В Пскове вообще сейчас идет борьба общественности за сохранение исторического центра, и, возможно, все это как-то взаимосвязано", – заключает диакон Иоанн.

Версии номер пять и шесть


Кое-кто (все и так знают, кто!) хочет быть "собакой на сене", которая "ни себе, ни людям".
Но до того ли сейчас псковскому католическому приходу, к которому в любой момент могут приехать бульдозеры! Верующие собирают подписи под открытым письмом к В.В. Путину (а к кому же еще в нашем несчастном государстве!), в котором напоминают о своих заслугах по оказанию помощи неимущим (ежедневно 100 бесплатных обедов для бездомных и 40 обедов для детей-инвалидов) и которое завершается такими словами: "Конституция Российской Федерации гарантирует свободу вероисповедания всем гражданам России. Католики в Псковской области также являются гражданами России и вправе иметь храм, в котором бы они могли свободно исповедовать свою веру".
И к этому, шестому, объяснению добавить, пожалуй, нечего

 

 

Источник:"Портал-Credo.Ru"

Комментировать:

     

    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

    Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

    Христианская психология

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    28-04-2015

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    Чистота добрачных отношений – залог хорошей семьи. Добрачная чистота помогает формированию и сохранению хороших отношений с родителями будущего супруга. Воздержание от сексуальной близости делает людей более свободными по отношению к самому периоду помолвки — позволяет проще прекратить отношения с человеком, если поймешь, что «это не твое».

    Подробнее

    Как правильно наказывать детей?

    12-03-2015

    Как правильно наказывать детей?

    Цель наказания - побудить человека не вести себя данным образом. Это наиболее общий метод контроля поведения.

    Подробнее

    Папа Франциск

    Папа Франциск

    Оставайтесь с нами

    Последние новости

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    «От имени Епископов я с искренней радостью объявляю о том, что Святой Отец принял наше приглашение и... Подробнее

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������