29 марта -Страстная Пятница

Страстная пятница (также Вели́кий Пято́к, Великая пя́тница, лат. Dies Passionis Domini) — пятница Страстной недели, которая посвящена воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения.

Страстная пятница — единственный день в году, когда в Католической церкви не совершается Евхаристия. В этот день днём проходит богослужение Крестного пути, во время которого священник и прихожане обходят 14 «стояний», размещённых по периметру каждой католической церкви латинского обряда. Вечером проходит особое богослужение Страстей Господних, которое обязательно должно начинаться после трёх часов дня (время крестной смерти Спасителя). C алтаря бывают сняты все покровы, свечи и крест. Во время службы не употребляются музыкальные инструменты и звон колоколов в знак скорби по Спасителю, умершему на кресте.

Богослужение Страстей начинается с того, что священник и диакон в облачениях красного цвета подходят к алтарю и простираются перед ним ниц или становятся на колени. Всё собрание молится некоторое время в полной тишине. Затем священник, предстоятельствующий на богослужении, провозглашает молитву Страстной пятницы.

На Литургии Слова первым (ветхозаветным) чтением служит фрагмент из Книги Исаии (Ис.52:13-53), вторым чтением (Апостол) — фрагмент из Послания к Евреям (Евр.4:14-16, 5:7-9). Затем проходит чтение «Страстей Господних», евангельского фрагмента от прощальной беседы Христа с учениками после Тайной вечери до его погребения. Страсти Господни могут читаться только священником или священником и чтецами на несколько голосов, в последнем случае священник читает слова Спасителя.

Литургия Слова завершается Всеобщей молитвой, которая совершается следующим образом: диакон, стоя на амвоне, произносит предначинание, в котором высказывается молитвенное намерение. После этого некоторое время все молятся молча и преклоняют колени, затем священник с простёртыми руками произносит молитву. Всего во время Всеобщей молитвы провозглашаются десять молитвенных воззваний:

  1. О Святой Церкви
  2. О Папе
  3. О всех чинах и ступенях верующих
  4. О катехуменах
  5. О единстве христиан
  6. О иудеях
  7. О тех, кто не верует в Христа
  8. О тех, кто не верует в Бога
  9. О правящих общественными делами
  10. О бедствующих

Между Литургией Слова и Евхаристической Литургией проводится специальная служба, совершаемая только в этот день — Поклонение Кресту. К алтарю выносят закрытый покровом крест, который постепенно открывается при троекратном возгласе священника: «Вот древо Креста, на котором был распят Спаситель мира», на что собрание отвечает: «Придите, поклонимся». После того, как Крест полностью открыт, священник в сопровождении двух служителей с зажжёнными свечами переносит Крест ко входу в пресвитерий.

Священник, духовенство и все верные по очереди подходят ко Кресту и целуют его, воздавая почтение главному орудию Страстей и спасения человечества. Во время поклонения Кресту хор поёт антифон «Кресту Твоему…» и так называемые «укоры», особые песнопения, содержание которых подчёркивает любовь Божию к людям и неблагодарность иудеев по отношению к Спасителю. По окончании поклонения священник произносит «Крестопоклонную проповедь».

По окончании поклонения Кресту на алтарь возлагается покров, корпорал и Миссал. Святые Дары, освящённые на службе Великого четверга из дарохранительницы в молчании переносятся на алтарь. Два министранта с зажжёнными свечами сопровождают Дары, а затем устанавливают свечи на алтарь. Затем проводится причащение.

После причащения проводится так называемая «процессия ко Гробу Господню», во время которой Святые Дары переносятся из главной дарохранительницы храма, которая остаётся пустой, в боковую часовню, символически представляющую Гроб Господень, где и остаются до торжественного пасхального богослужения. Процессия символизирует снятие с Креста Тела Спасителя и Его погребение. Дароносица в часовне Гроба Господня закрывается белой вуалью и устанавливается на алтаре часовни. После помещения дароносицы на алтарь священник становится на колени и в молчании совершает каждение.

По окончании богослужения священник и служители в молчании уходят в ризницу, алтарь вновь обнажается. Святые Дары остаются в боковой часовне до начала службы навечерия Пасхи вечером Великой субботы.

Богослужение Страстей Господних с ходом истории претерпело ряд существенных изменений. Так с XIII века до реформ Второго Ватиканского собора на этой службе не совершалось причащение мирян, а духовенство одевалось в облачения чёрного, а не красного цвета. Особое богослужение Страстной недели «Tenebrae» (Тёмная полунощница) ранее совершалось в Великую пятницу, в Новое время оно стало необязательным и время его совершения сместилось на Великую среду или Великий четверг.

Страстная пятница — день строгого поста.

Комментировать:

     

    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

    Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������