В Российской армии появятся штатные священнослужители

В Российской армии появятся штатные священнослужителиВ Российской армии появятся штатные священнослужители 200-250 штатных священнослужителей появятся в ближайшие полтора года в Российской армии; они будут представлять четыре религии, считающиеся в нашей стране традиционными: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Будут ли допущены в армию служители других конфессий, как будет регламентирована и обеспечена деятельность капелланов, получат ли они воинские звания? Во исполнение решения президента РФ при Генштабе создана рабочая группа, которая в сотрудничестве с представителями религиозных организаций должна дать ответы на эти и множество других вопросов, связанных с возрождением в России института военного духовенства.

О том, как продвигается решение этой проблемы, с какими трудностями сталкиваются разработчики новых законодательных положений, рассказал 20 августа на пресс-конференции в газете «Московский комсомолец» представитель военного ведомства -- начальник Отдела по патриотическому воспитанию и связям с общественными и религиозными организациями Главного управления воспитательной работы Министерства обороны РФ полковник Игорь Сергеенко.

От имени своих религиозных организаций поддержку введению института военного духовенства выразили: заместитель председателя синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, протоиерей Михаил Васильев, заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин и управляющий делами Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), епископ Константин Бендас. Последний настаивал на необходимости учитывать духовные потребности российских протестантов при разработке нового положения о военном духовенстве.

О. Михаил Васильев отметил, что рабочей группе при Генштабе будет на что опереться: в течение 20 последних лет около 2 тыс. православных священников уже наработали солидный «методический опыт», окормляя российских воинов, работая во внештатном режиме. Священник подчеркнул, что речь идет не о создании, а о возрождении института военного духовенства, который традиционно существовал в российской армии до 1917 г. Однако в новых условиях необходима длительная кадровая, организационная, законодательная подготовка деятельности капелланов. При этом основные параметры их работы сформулированы в «Концепции национальной безопасности РФ», в той ее части, которая касается «духовной безопасности», отметил зампред синодального отдела. По его словам, именно институт военного духовенства является реальным средством ликвидации угрозы «духовной безопасности», в частности, защиты от «опасной и целенаправленной деятельности деструктивных сект» в армии.

Кроме того, деятельность капелланов необходима для того, чтобы не лишать военнослужащих права на реализацию своих духовных потребностей, особенно – в отдаленных районах.

По сведениям о. Михаила, сейчас 63% служащих в армии считают себя православными. Эти данные подкорректировал полковник Сергеенко: 63% опрошенных военнослужащих заявили о себе как о верующих, из них лишь 10% можно считать «активными верующими». 87% от всех верующих -- православные, 13% -- мусульмане, 3% -- буддисты и 1% – иудеи, при этом выступавший уточнил, что эти данные являются приблизительными, и религиозная ситуация в армии нуждается в доскональном исследовании. По его словам, рабочая группа при Генштабе считает целесообразным присутствие штатного священника, если 10% личного состава воинской части заявляют о своей принадлежности одной из четырех «традиционных» религиозных организаций. С последним мягко не согласился представитель Совета муфтиев, который в целом выразил полное одобрение президентской инициативы. Дамир Гизатуллин уверен, что нельзя пренебречь религиозными потребностями не только 10%, но и «полпроцента» военнослужащих. Полковник Сергеенко заверил, что эти цифры являются приблизительными. В любом случае, общение военнослужащих со священнослужителем всегда будет происходить «на добровольной, человеческой основе», отметил он.

Предполагается, что поручение президента будет выполнено министерством обороны в два этапа: сначала, в 2009 г., полковые священники появятся в военных частях, дислоцированных за рубежом, и в Северо-Кавказском военном округе, где «потребность в духовности наибольшая». В 2010 г., как можно было понять, должность военного священника появится и в остальных армейских округах.

Журналисты уточняли: достаточно ли запланированных двух сотен штатных единиц священнослужителей на всю российскую армию, численность которой в реформированном будущем будет составлять 1 млн. человек? Полковник Сергеенко полагает, что на 630 тыс. верующих этого вполне достаточно, а о. Михаил добавил, что капелланы должны стать еще и организаторами внештатной работы местного духовенства в воинских частях.

На конкретные вопросы: о социальных гарантиях для военных священников, о средствах на строительство полковых и полевых храмов, мечетей, дацанов и синагог, о сроке, к которому должен быть подготовлен документ рабочей группы Генштаба – представитель Минобороны ответить затруднился, ссылаясь на то, что аналитики из этой группы только приступили к работе. Что касается статуса военных священников, то И. Сергеенко считает более подобающим для них не офицерские погоны, а духовный сан. «Военный священник должен быть гражданским лицом. Он служит Богу и не может иметь другого сана, кроме священного», -- сказал он, из чего можно было заключить, что на капелланов не будут распространяться социальные льготы, положенные военнослужащим

Иного мнения придерживается епископ Константин Бендас. По его словам, в среде евангельских христиан считается, что военным священникам стоит присваивать офицерское звание, которое они должны получать «не из-за их духовного сана, а достигать новых воинских званий своей службой, своими заслугами». Представитель РОСХВЕ от имени своей конфессии однозначно высказался за восстановление института военного духовенства, назвав эту инициативу «крайне важной». Однако главная мысль в его выступлении – это проблема соблюдения права на духовную поддержку военнослужащих, не относящих себя к Русской Православной Церкви, в частности, старообрядцев, католиков и протестантов. По данным К. Бендаса, на сегодняшний день не менее 3% военнослужащих в РФ являются протестантами. Он подчеркнул, что вероучение абсолютного большинства российских протестантов (85-90%) не запрещает им брать в руки оружие, принимать присягу. По его словам, есть только одно (не названное им) направление протестантизма, которое не приемлет оружия, и поэтому его последователи избирают альтернативную службу.

Что же касается проблем духовной безопасности и присутствия в войсках религиозных организаций, которые о. Михаил называет «деструктивными», то это проблема службы безопасности, а отнюдь не религиозных деятелей, отметил К. Бендас. Он убежден, что российских протестантов необходимо привлечь к диалогу в рамках разработки положения о военных священниках.

Это выступление было воспринято представителем Московского патриархата в штыки: позволив себе усомниться в епископском сане предыдущего выступавшего, он упрекнул его в незнании реальной ситуации с призывниками. По словам о. Михаила, «постоянные проблемы» возникают у призывных комиссий именно «с ребятами с затуманенными мозгами, из деструктивных сект и прежде всего – пятидесятнических». Таких призывников приходится долго убеждать, что присяга не противоречит их религиозным убеждениям. Священник выразил надежду, что министерство обороны РФ «не позволит включить в состав представленных в армии традиционных организаций народов России эту нетрадиционную и не представленную широко, возникшую в постсоветское время религиозную организацию».

Поясняя свою позицию корреспонденту «Благовест-инфо», о. Михаил отметил, что отказ от оружия и принятия присяги является типичным для представителей пятидесятников, адвентистов и баптистов и, по его сведениям, носит массовый характер. Священник уверен, что такой «отказ от выполнения своих гражданских обязанностей» является следствием того, что «кто-то замутил мозги» молодым людям, которые «к призывному возрасту оказались выключенными из национальной обороны и безопасности». Причем, по мнению о. Михаила, такая «страшная метаморфоза» происходит с молодыми представителями названных деноминаций именно в России, тогда как в западных странах протестанты не отказываются от выполнения воинского долга. Зампред синодального отдела не рассматривает российских протестантов как «традиционное» религиозное течение и считает их слишком малочисленными, «не больше арифметической погрешности», а в вооруженных силах он не насчитывает даже 1% протестантов. «Моя позиция очень твердая и отражает мнение Русской Православной Церкви по этому вопросу», -- подчеркнул о. Михаил. На вопрос о том, кто именно будет определять список «деструктивных» религиозных организаций, которым заказана дорога в армию, он ответил: «Явно не мы. Церковь не собирается брать на себя функции инквизиции. Это должны делать органы военного управления».

Со своей стороны, полковник Сергеенко на тот же вопрос ответил на пресс-конференции весьма неопределенно, указывая на то, что в разработке данной проблемы сделаны лишь первые шаги. Тем не менее, он подчеркнул, что «человек в армии и его семья не должны чувствовать себя ущемленными», а введение института военных священников «предполагает обеспечение всех гражданских прав человека, оказавшегося на военной службе». Было отмечено также, что все вопросы, связанные с введением военного священства, будут обсуждаться открыто и гласно, с участием религиозных организаций.

Комментируя для «Благовест-инфо» разногласия, возникшие в ходе пресс-конференции, епископ РОСХВЕ Константин Бендас выразил обеспокоенность привнесением в армию «искусственного разделения конфессий на традиционные и нетрадиционные, на людей высшего и второго сорта». «Печально, если эта позиция придет в полевые условия, и военный священник, вместо окормления военнослужащих, поднятия их духа,… будет заниматься миссионерством в его худшей форме – то, что сейчас называют сектоведением, которое не имеет ничего общего с научной дисциплиной, а является безграмотной борьбой с инакомыслием», -- сказал собеседник агентства. По его прогнозу, доля призывников-протестантов в ближайшие годы может увеличиться с нынешних 3% до 10% за счет «демографической ямы» кризисных 90-х гг., когда российские протестанты, несмотря на общий спад рождаемости, «продолжали рожать детей». «Что мы будем делать тогда, если сегодня мы разделим молодых воинов, внесем в армию межрелигиозную напряженность и конфликты? Вот это как раз и может быть ударом по обороноспособности и, в конечном итоге, целостности нашей страны», -- поделился К. Бендас своими опасениями.

Градус возникшего на пресс-конференции напряжения снизил полковник Сергеенко, благодушно заметив: «Проблема не настолько уж злободневная, что если мы не введем сейчас военных священников, у нас вся армия развалится».

Юлия Зайцева

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 

источник : Благовес-Инфо

 

Комментировать:

     

    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

    Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

    Папа Франциск

    Папа Франциск

    Оставайтесь с нами

    Последние новости

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    «От имени Епископов я с искренней радостью объявляю о том, что Святой Отец принял наше приглашение и... Подробнее

    Требуются волонтеры

    Нам очень нужны редакторы, журналисты и переводчики

    подробнее...

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������