L'Osservatore Romano: Важная связь

В последнее время ведется много разговоров о «частице Бога» (иначе, частица бозона Хиггса, которая, согласно Стандартной Модели физики элементарных частиц, создала всю массу Вселенной) когда, зачастую с оттенком иронии, смешивают космологию и религию. Это определение, казалось бы, намекает на воссоединение науки с Богом с помощью формулировки, которая, очевидно, хочет без проблем решить данный вопрос.

Такие простые, но поверхностные решения противоречат серьезному предложению: попытаться найти решение проблеме так называемых «людей-мостов», иными словами, речь идет об ученых-католиках, которые в своих исследованиях и в своей вере свидетельствуют о возможности сосуществования между этими двумя сферами, которые так часто называют противоречивыми, если не враждебными друг другу.

Михаль Геллер, поляк, - не только физик и математик, но и теолог - позиционирует себя именно как «человек-мост» в бесценной маленькой книжке «Наука и Бог» («La scienza e Dio», издательство «La Scuola»), недавно опубликованной в Италии. Ученый выносит на рассмотрение разумные и уместные вопросы, заданные ему Джулио Бротти (Giulio Brotti), поскольку здесь имеет место настойчивое обвинение: «Сегодня существует серьезное разделение между контекстами церковных институтов и научных исследований». Эту брешь, по его мнению, необходимо срочно заполнить. В качестве первого шага стоит принять во внимание разработанный современной наукой метод, который не только продемонстрировал огромные достижения, например, в имплантацию протезов, но и внес также значительный вклад в современную культуру.

Согласно убеждениям Геллера, важно установить живую связь между церковной и научной культурами. На карту поставлена целостность человеческого опыта. Таким образом, мы должны отталкиваться от несомненного факта: ученые, даже если они не имеют отношения к Церкви, естественным образом склонны быть религиозными, постоянно сравнивая себя, с присущим им здравым смыслом, с природными явлениями, реалиями, которые ставят нас перед этой тайной.

Далее Геллер переходит к анализу длительной истории отношений между наукой и богословием. Он отмечает, что в богословской мысли и христианской проповеди в прошлом прослеживается связь осмоса (процесс односторонней диффузии растворителя через полупроницаемую мембрану молекул в сторону большей концентрации растворённого вещества; вызван стремлением системы к термодинамическому равновесию и выравниванию концентрации растворов по обе стороны мембраны) с современной наукой, в той достаточной степени, что ученый делает вывод о том, что современная наука глубокими корнями уходит в средневековую теологию и философию. Ученый также рассматривает спорный вопрос о Галилее, которого часто называют человеком, ставшим причиной разногласий между наукой и верой. Церковь имела давнюю традицию иносказательного толкования Священного Писания, соответственно, гипотеза Галилея сама по себе не имела бы такой взрывоопасной силы, не случись это в период сильного напряжения, последовавшего за протестантской Реформацией, когда ко всему новому относились с подозрением.

Ученый заявляет, что ему особенно близки вопросы, рассматриваемым Лейбницем. Они, по его мнению, помогают постичь природу новых отношений между наукой и богословием, а также служат для понимания проблем, вызываемых новыми гипотезами о подлинной сущности космоса, и уверенностью, что мы находимся на пороге нового, важного изменения в вопросе понимания устройства мира. Более того, он полагает, что данный вопрос может быть коренным образом пересмотрен в ходе предстоящих открытий, даже в краткосрочной перспективе; возможно, благодаря новой «теории всего», которая объединяет две важные теории современной физики: квантовую механику [или физику] и общую теорию относительности.
Свою пламенную речь Геллер посвящает необходимости для будущих священников иметь надлежащую научную подготовку. В наши дни этого нет. Возможно, это происходит потому, что преобладает гуманистический подход к философии, или потому, что после Второго Ватиканского Собора широкое распространение получило представление о том, что священники должны выполнять только пастырскую работу, в строгом смысле этого термина, в то время, как утверждает Геллер, ученые-священники также осуществляют пастырскую деятельность, так как они могут общаться с учеными, используя их язык и, следовательно, может получиться настоящий диалог.

Согласно идее Геллера, нам следует вспоминать о Боге не тогда, когда научное исследование сталкивается с проблемами - делая Бога своего рода временной заменой - но когда наука движется равномерно, предлагая нам обоснованное понимание Вселенной. Основная цель научного исследования – это, по сути, «расшифровать то, что христиане представляют как имманентный Логос в творении», поскольку, «признавая одновременно, что реальность является кладезем "значений"- как подсказывает нам наука - трудно избежать конфронтации с теологией».

Решение «в пользу Логоса», к которому «пришли западная философия и наука, таким образом, должно стать отражением рационального плана, который управляет всей Вселенной».

Юля Острогорская специально для Katolik.ru

Комментировать:

     

    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

    Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

    Христианская психология

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    28-04-2015

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    Чистота добрачных отношений – залог хорошей семьи. Добрачная чистота помогает формированию и сохранению хороших отношений с родителями будущего супруга. Воздержание от сексуальной близости делает людей более свободными по отношению к самому периоду помолвки — позволяет проще прекратить отношения с человеком, если поймешь, что «это не твое».

    Подробнее

    Как правильно наказывать детей?

    12-03-2015

    Как правильно наказывать детей?

    Цель наказания - побудить человека не вести себя данным образом. Это наиболее общий метод контроля поведения.

    Подробнее

    Папа Франциск

    Папа Франциск

    Оставайтесь с нами

    Последние новости

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    «От имени Епископов я с искренней радостью объявляю о том, что Святой Отец принял наше приглашение и... Подробнее

    Требуются волонтеры

    Нам очень нужны редакторы, журналисты и переводчики

    подробнее...

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������