Материалы

Бр. Хосе Родригес Карбалло OFM: Жить как францисканцу нелегко, но чудесно

На прошлой неделе Литву с визитом посетил генеральный министр ордена братьев меньших Хосе Родригес Карбалл о (Jose Rodriguez Carballo).

Литовские братья францисканцы радовались этому визиту - как сказал провинциал Литовской провинции ордена францисканцев о. Астиус Кунгис OFM, литовским братьям это повод укрепить свое призвание. Визит Генерального министра - словно визит св. Франциска. Это историческое событие в преддверии 800-летнего юбилея Ордена. Этот визит укрепляет ответственность за выбранный путь, верность Церкви, верность ордену. Это повод вспомнить, что братство, это не только юридическая принадлежность францисканскому ордену, а в основном - это братские связи.

Отец Хосе Родригес Карбалло говорит, что основное призвание францисканца - проповедовать Евангелие и следовать за Иисусом Христом по примеру св. Франциска.

Об актуалиях ордена францисканцев рассказывает генеральный министр ордена Хосе Родригес Карбалло OFM.

Вы в Литве во второй раз. Какие изменения видите в Литовской провинции св. Казимира ордена Младших братьев? Чем эта провинция выделяется в контексте всего ордена ?

Это мой второй визит в Литву, но как генеральный министр я здесь в первый раз.

Зная, как возродилась Литовская провинция ордена, я без сомнения утверждаю,что это чудо. Господь использует различные методы для выполнения своих планов. У Него был план и по отношению к литовским францисканцам; Он использовал и некоторую наивность первых братьев,которые вышли из подполья с новым францисканским взглядом. Сегодня можно сказать, что тут существует молодая процветающая провинция, в которой много молодежи и которая с оптимизмом смотрит в будущее.

Какая цель Вашего визита ?

Св.Франциск в регуле написал,что генеральный министр посещает братьев с двумя целями: поощрить жить по Евангелию и корректировать по надобности. Сюда прибыл только поощрить,ибо,слава Богу,здесь корректировать нечего. Мы должны поддерживать друг друга в этом полном испытаний XXI веке,и особенно в предверии юбилея Ордена.

Францисканский орден родился как новая духовная волна в Церкви,он принес много нового и был первым ниществующим орденом. Что в современном мире означает быть францисканцем и ниществующим монахом ?

Быть францисканцем означает жизнь в Евангельской простоте и радикальности. Св.Франциск просит жить нас по Евангелию sine glosa - руководствоватся ею дословно,без комментариев. Так жили францисканцы в прошлом, так должны жить францисканцы сегодня и в будущем - жить по Евангелию. Также очень важно братство , служение всем и быть ближним для всех. Младший брат должен быть братом всех и каждого - тот которы всюду приходит, всем открывается и дает возможность открыться другим. Правда, что в Церкви мы известны как ниществующие монахи. Но нищенство сегодня приобретает другую форму. Как было сказано на последней Генеральной капитуле - мы ниществующие смысла или ищущие , жаждующие смысла. Это более нас приближает к людям, вопросы и проблемы людей нам становятся своими.

Какую весть хотите передать людям сегодня?

Во первых хотим повторить слова св.Франциска, что нет другого Всемогущего,как Всевышний, хотим свидетельствовать трансцендентность. Живем в обществе, где делается все возможное, что бы Бог был спрятан и отодвинут в сторону. Мы утверждаем, что общество не может обойтись без Бога. Хотим своей жизнью и словом свидетельствовать о Нем, хотим показать всем, что Бог не мешает жить, что Бог не является препятствием для самореализации личности - напротив, Господь дает человеку возможность стать собой, стать личностью.

C другой стороны хотим свидетельствовать о братстве в нашем разделенном мире, мы хотим сказать , что можно создать одну семью , что можно быть вместе , несмотря на то , что люди такие разные . Различие другого не является угрозой мне , моей личности , ибо различие дано Богом , который все делает новым и не повторяется .

Эти две вести и хотим передать обществу сегодня - Бог и братство . Это делали всегда - рядом с людьми , рядом с другими , оособенно с теми , кто страдает , отвержен , нищ .

В следующем году будете праздновать 800-летний юбилей ордена Францисканцев. Чем этот юбилей важен , на что обращаете внимание ?

Конечно , будет большой праздник , будем праздновать благодаря Бога за дар призвания . Мы счастливы являясь Младшими братьями и хотим сказать это всему миру . Хотим поблагодарить Бога и людей , которые все восемь веков окружали нас своей любовью , близостью и дружбой . Однако желаем праздновать юбилей по - францискански , а это значит - отдавая , возвращая то , что получили. Франциск очень любил эти слова . Мы получаем дар от Бога , и теперь своей жизнью и словом возвращаем дар Бога другим . Поэтому юбилей основания ордена нас призывает вернутся к основным принципам - заново осознать ценности , которые дороги Младшим братьям и стараться искренно по ним жить. Будет внешних элементов праздника , но более всего стремимся вернутся к аутентичной харизме Франциска и к жизненной форме , которую приняли . В 2009 году во время Генеральной капитулы будем обновлять свои обеты в присутствии Святого Отца , так видимым образом выражая свою общность с наследником св.апостола Петра , потому что , Франциск всегда хотел жить в тесном общении с Церковью .

Когда приняли служение генерального министра , обратили внимание на важность рефундации ордена . Зачем ордену новая основа ? Какова она ?

Этот термин использовал и буду использовать , так как рефундация или новое основание имеет три важные вещи . Во первых хотим вернутся к Тому , кто основа всего - это Иисус Христос . Во вторых концентривоваться к основным неизменным францисканским принципам . Третье - идти к людям , проповедовать Евангелие. Другими словами говоря , рефундация означает возвращение к основам францисканского призвания и ответ на вызовы , которые нас достигают из мира , Церкви . Все это должны делать с творчесткой преданностью нашей харизме . Мы не говорим о новом ордене , мы говорим о том , как жил бы св.Франциск сегодня .

Францисканский орден знаменит не только как орден в котором больше всего призваний , но и как орден в котором больше всего уходов . Почему так ?

Без сомнения , харизма Франциска бесконечно актуальна , ибо она призывает жить Евангелием , а жить Евангелием всегда актуально - Евангелие вечно молода , вечно актуальна . Благодарим Господа за то , что у нас много призваний . Но правда и то , что жизнь Евангелием требует радикальности , а в современном обществе это не просто . Живем в хрупком обществе , особенно по отношению к ценностям . Хрупки и те , кто к нам приходит , и по этому со временем оставляют нас . Мы не смотрим на число , мы смотрим на качество жизни , и поэтому говорю , что францисканское призвание не признает скидок , мы должны радикально жить Евангелием .

С другой стороны нужно подчеркнуть важность воспитания. Основа воспитания является формирование личности человека на основе христианских ценностей и уже затем происходит формирование францисканского призвания . Я большой оптимист , я спокоен - хоть правда и то , что немало молодежи нас оставляет , но правда и то ,что много молодых людей которые пробуют жить радикально Евангелием , как жил св .Франциск .

Франциск был большим миротворцем , в том числе и с исламским миром . Сегодня это опять актуально . Каким видите будущее сегодняшнего мира ? Какую перспективу видите , каким может быть вклад францисканской жизни и деятельности ?

Францисканский вклад в Церкви - напомнить основные принципы , то есть следовать за Христом , бедным и распятым , как это делал Франциск . Франциск в свое время был освежителем памяти Церкви . Думаю , францисканская миссия , как и ранее , может стать наведение мостов между различными цивилизациями , именно из-за того , что францисканство возникает из глубокой теологической идеи - Господь отец для всех , а значит мы всем братья .

Францисканство избегает столкновений , оно идет на встречу . Вот потому в 1219 году Франциск прибывает на встречу с султаном Египта Малик-аль-Камилем . В то время христианство переживало столкновение с исламом , а Франциск идет с ним втретится. Нужно напомнить , что в Церкви того времени шли призывы идти против ислама. Франциск в своей регуле говорит о том ,что нужно идти к исламу . Франциск идет как посол великого царя - Бога . но с уважением к другому , который верит иначе . Поэтому султан показывает большое уважение Франциску , он не стал мученником, о чем возможно и думал , но находит понимание . Уважая различие всегда возможна встреча - не пряча своей сути мы идем как францисканцы и как христиане. Взаимное уважение даст возможность втретится и найти форму диалога .

Возникает мысль о Иерусалиме , где францисканцы уже множество веков являются хранителями святых мест . Может поделитесь мыслями об этом опыте ?

Благодаря Провидению францисканцы более семи веков являются хранителями святых мест от имени Католичемкой Церкви. Святая земля была одна из первых миссий ордена . Туда Франциск прибыл в 1219 году и сам туда послал первых братьев . С того времени мы там . Главное , что за эти 700 лет нам удалось остатся , когда множество других приходило и уходило , а мы остались . Почему ? Думаю потому , что францисканцы туда пришли не как хозяева , а что бы служить христианам и сотрудничать не с христианами. Сегодня мы присматриваем за основными католическими приходами на Святой земле , но вместе с тем проводим множество социальных дел с не христианами . У нас есть немало школ , они предназначены в основном для христиан , но большую часть учащихся составляют мусульмане , и потому они нас уважают . Мусульмане нас узнают как ” братьев с веревкой “.

Важно и другое - что приходится быть посредниками между различными христианскими церквями . Напр : когда в Иерусалиме возникают проблемы у Гроба Господня между различными церквями или в Вифлееме между православными и коптами , нас просят их помирить . Меня всегда впечетляло , что латинские церкви посещают очень много христиан других конфессий .Неделю назад был в Сирии и Ливане - меня потрясло то , что наши церкви полны , но наблюдая за тем , как люди крестятся понял , что большинство не являются католиками . У нас есть опыт межрелигиозного диалога , особенно с исламским миром , но это экуменический диалог - не большие теологические дискуссии ,а попытка вместе идти по жизни . Думаю , что эту миссию получили от Церкви , и теперь ее выполняем на Святой земле.

Почему выбрали путь францисканца ?

Еще когда был очень молодым почувствовал призыв Господа , который проявлялся в желании быть братом , монахом , каким был одноклассник моей мамы . Он иногда приезжал к нам в деревню , заходил к нам в дом . Все время говорил : хочу быть как он - простым , радостным , дружелюбным человеком ; мы , дети , шли за ним толпой .Поэтому поступил в францисканскую семинарию , и там постепенно Господь дал мне понять , что эта жизнь предназначена мне . Вечные обеты дал 35 лет назад . Всегда видел себя францисканцем . Не могу представить свою жизнь иначе , чем францисканец , это не означает , что нет трудностей , - и жизнь генерального министра не всегда проста , но могу сказать , что я счастлив будучи францисканцем , хочу жить как настоящий францисканец и умереть как францисканец . Об этом ежедневно прошу Господа .

Поэтому молодежи я говорю : не бойтесь , если Господь вас призывает , не бойтесь сказать Ему да , ибо если призывает , то и дарует милость принять призыв . Как говорил ранее , жизнь францисканца тяжела , но чудестна .

Как францисканцы рассеяны в мире ?

В настоящий момент францисканцев в мире есть около 16000 , общины существуют во всех континентах , более чем в 150 странах . Несмотря на то , что в старой Европе иногда проявляется ” кризис ” призваний , на других континентах их много - мы и дальше открываем новые дома ,центры . За последние три года появились общины в Судане , Бирме , Намибии, Буркина Фасо , Гане . Мы стремимся туда , где присутствие франциканцев является нужным , это места не из легких - не выбираем богатых стран , а направляемся в края , где жить нелегко христианам . Мы хотим жить рядом с христианами , которые страдают . Особенно в Судане . Поэтому нужно смотреть в будущее с надеждой и уверенностью , что Господь держит свое слово . Посещая братьев в мире вижу множество чудес . Много святости , много верности . Только об этом не пишут в газетах и не показывают по телевидению . Но как только возникает какой скандал , о нем сразу сообщают и тиражируют . Папа Бенедикт XVI говорит , что падающее дерево создает больше шума , чем тихо растущий лес. Это правда , и важнее этот растущий лес и я об этом свидетельствую .

По материалам bernardinai.lt подготовил Р. Плистков

Источник: Terra Mariana

Комментировать:

     

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������