Материалы

Католический календарь

Католический календарь при наличии некоторых особенностей в целом сохраняет структуру и праздники правосла вного календаря. Каждый день года в нем отмечается либо памятью святых, либо праздником, подвижным или неподвижным. Неподвижные праздники имеют свою постоянную дату, а подвижные зависят от даты празднования Пасхи, отмечаемой в первое воскресенье после полнолуния, наступающего в период весеннего равноденствия. В католическом календаре Пасха выпадает на период с 22 марта по 25 апреля. Таким образом, в основу католического календаря, положено движение Солнца (протяженность церковного года равна протяженности года солнечного - 12 месяцам) и движение Луны (для вычисления даты празднования Пасхи и других подвижных праздников). Церковный год в западной традиции разбивается на 5 периодов, которые посвящены важнейшим событиям евангельской истории, связанным с жизнью Иисуса Христа - от Боговоплощения (Рождества Христова) до Сошествия Святого Духа на апостолов. Это период:

Адвента (преддверия Рождества),

Рождественский период,

Период Великого Поста,

Пасхальный период,

Рядовой период.

 

Период Адвента (преддверия Рождества ). Адвентом (лат. Adventus v пришествие) называется четырехнедельный период, предшествующий празднику Рождества Христова. Он начинается с воскресенья, которое выпадает на одно из чисел между 29 ноября и 3 декабря. Адвент делится на два календарных этапа: первый - с первого воскресенья Адвента до 16 декабря - посвящен размышлениям о грядущем Втором пришествии Иисуса Христа, и второй - с 17 до 24 декабря - является непосредственной подготовкой к празднованию Рождества Христова и связан с памятью о Его Первом пришествии в мир - Боговоплощении.Поскольку все воскресенья Адвента приравнены по своей значимости к великим праздникам, то если на воскресенье Адвента выпадает какой-либо иной праздник, он переносится на понедельник. Первое воскресенье Адвента считается в католической традиции началом церковного (литургического) года .

Рождественский период. Рождественский период начинается 24 декабря с навечерия Рождества Христова и заканчивается в воскресенье после праздника Богоявления, отмечаемого 6 января. Этот период посвящается одному из главных великий праздников - Рождеству Христову . Канун праздника, 24 декабря, характеризуется таким астрономическим явлением, как самый короткий световой день и самая длинная ночь. А с 25 декабря, который является главным днем праздника и днем зимнего солнцестояния, начинается увеличение светового дня. В символике рождественских торжеств это связывается с приходом в мир Богочеловека, сказавшего: «Я - свет миру!» (Ин. 8, 12). Праздник отмечается в течение 8 дней (октавы). На период его празднования выпадают такие дни памяти, как св. мученика Стефана (26 декабря), св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (27 декабря), свв. Невинных Младенцев Вифлеемских (28 декабря). В воскресенье, выпадающее на один из 8 дней празднования Рождества (октавы), или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы. Завершает Рождественский период праздник Богоявления («Трех царей»), отмечаемый 6 января. В первое воскресенье после Богоявления отмечается праздник Крещения Господня, который является заключительным днем Рождественского периода.

Период Великого Поста. Период Великого поста охватывает 40 дней, предшествующих празднованию Пасхи. Он начинается во второй половине - конце февраля в среду , которая получила название «Пепельной» поскольку в этот день после богослужения совершается обряд посыпания голов верующих пеплом в знак сострадания Иисусу Христу, умирающему на Кресте, а также покаяния и сокрушения за содеянные грехи, ради искупления которых Иисус и совершил эту Жертву. Затем следуют шесть недель Великого Поста. Так как все воскресенья Великого Поста и будние дни Страстной недели приравниваются по своей значимости к великим праздникам, то все иные праздники, приходящиеся на эти дни, переносятся на ближайший свободный от торжеств и праздников день. В соответствии с церковными предписаниями, каждый католик обязан хотя бы один раз в год v в Великий Пост или в Пасхальный период - принять участие в таинствах Покаяния и Евхаристии. Каждую пятницу Великого Поста во всех католических храмах совершается особая процессия, называемая «Крестный Путь» и поклонение Святому Кресту. Кульминацией Великого Поста считается Страстная неделя, которая начинается с празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербного Воскресенья) и оканчивается Священным Пасхальным Триденствием (Triduum Pasсhalis), которое включает Великий (Страстной) Четверг, посвященный воспоминанию Тайной Вечери, Великую (Страстную) Пятницу, посвященную воспоминанию Страстей Господних и Великую (Святую) Субботу - канун пасхального торжества.

Пасхальный период . Пасхальный период длится пятьдесят дней и начинается с празднования Светлого Христова Воскресения (Пасхи) , которая выпадает на срок с 22 марта по 25 апреля. Будучи самым главным великим праздником, Пасха отмечается в течение 8 дней (октавы). На сороковой день Пасхального периода отмечается праздник Вознесения. Пасхальный период завершается праздником Сошествия Святого Духа на апостолов, отмечаемого на 50-й день после праздника Пасхи. С введением григорианского календаря основные правила для вычисления дня Пасхи, которыми руководствуется Западная Церковь, остались прежними, но календарная реформа внесла некоторые изменения в порядок расчетов Пасхалии. Поэтому даты празднования западной и восточной Пасхи совпадают крайне редко и, как правило, имеют расхождение в одну неделю (иногда, но также очень редко, это расхождение достигает 1 месяца).

Рядовой период . Рядовой период охватывает 30 или 34 недели литургического года, которые выпадают на срок от воскресенья Крещения Господня до Пепельной среды (включительно) и на срок от воскресенья Пятидесятницы до первого воскресенья Адвента (включительно), когда заканчивается литургический год и начинается новый. В последнее воскресенье рядового периода, которое выпадает, как правило, на конец ноября, отмечается Праздник Христа Царя-Вседержителя .

Согласно литургической традиции, все церковные праздники подразделяются на великие, или торжества¦ (sollemnitas), средние (festum) - отмечаемые с особой торжественностью, и малые, или дни памяти (memoria) - обязательные и необязательные - отмечаемые в зависимости от церковных предписаний. Великие праздники (торжества) всегда начинаются с повечерия - в конце дня, предшествующего главному дню праздника. Самые главные великие праздники - Пасха и Рождество Христово - отмечаются в течение 8 дней (октавы) . К великим праздникам (торжествам) относятся: Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии - 8 декабря;

• Рождество Христово - 25 декабря;

• Торжество Пресвятой Богородицы - 1 января;

• Богоявление (Трех Царей) - 6 января;

• День Святого Иосифа Обручника - 19 марта;

• Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта;

• Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) - отмечается за неделю до Пасхи);

• Светлое Христово Воскресение (Пасха) - выпадает на период с 22 марта по 25 апреля);

• Вознесение Господне - отмечается в 40-й день после Пасхи;

• Сошествие Святого Духа на апостолов, или Пятидесятница - отмечается в 50-й день после Пасхи;

• Пресвятая Троица - отмечается в 1-е воскресенье по Пятидесятнице;

• Праздник Тела и Крови Христа, - отмечается в четверг после праздника Пресвятой Троицы;

• Праздник Пресвятого Сердца Иисуса - отмечается в пятницу после октавы праздника Тела и Крови Иисуса;

• Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня;

• День святых апостолов Петра и Павла - 29 июня;

• Успение Пресвятой Богородицы - 15 августа;

• День Всех Святых - 1 ноября.

• Праздник Христа Царя-Вседержителя - последнее рядовое воскресенье конец ноября).

Кроме того, великими праздниками считаются воскресенья Адвента, Великого Поста и Пасхального периода, Пепельная Среда, все дни Страстной Недели и дни октавы Пасхи . Они имеют более высокий статус, чем все остальные великие праздники. Поэтому если на дату их празднования выпадает другой великий праздник, то он отмечается на следующий день. Средние праздники отмечаются в течение одного дня и не имеют повечерий. Они связаны с почитанием Иисуса Христа, Божией Матери, а также святых, упоминаемых в книгах Нового Завета. Такими праздниками считаются Сретение Господне (2 февраля), Преображение Господне (6 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября), Воздвижение Креста Господня (14 сентября), Святого первомученика Стефана (26 декабря), Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (27 декабря) и многие другие. К этой же категории относятся и храмовые, или престольные праздники. Обязательные дни памяти посвящены тем святым, которых почитает вся Церковь; необязательные дни памяти посвящены, как правило, местным святым. Кроме праздников и памятных дат в католическом календаре содержатся указания отрывков из текста Священного Писания, которые читаются во время богослужения в тот или иной день. Согласно традиции Католической Церкви, текст Священного Писания прочитывается полностью в течение трех лет. Поэтому каждый год, в который читаются соответствующие отрывки из Священного Писания, имеет буквенное обозначение: А, В и С. Для богослужебного чтения Священного Писания в течение года используется специальная книга, называемая Лекционарий (Lectionarium). Кроме того, в календаре указываются недели и дни для коллективного и индивидуального чтения Псалтири (совершения Литургии Часов).

Источник: Ekatcatholic.ru

Комментировать:

     

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������