Материалы

Евро-Азиатскоe отделениe Международной ассоциации рел. свободы: социальноe партнерствo рел. организаций и государства

Заседание Евро-Азиатского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (ЕАО МАРС) состоялось 23 ию ня в Москве. Вопросы социального партнерства религиозных организаций и государства, а также религиозного образования обсуждали представители: Русской Православной Церкви (РПЦ; священник Михаил Дудко и Алексей Ситников), Римско-Католической Церкви (священник Игорь Ковалевский), Церкви адвентистов седьмого дня (Олег Гончаров), Церкви евангельских христиан-баптистов (Юрий Сипко), Российского объединенного союза христиан веры евангельской (Константин Бендас), Церкви христиан веры евангельской (пятидесятников), Конгресса еврейских религиозных общин и организаций в России (Зиновий Коган), Центра обществ сознания Кришны в России (Сергей Зуев). В заседании приняли участие заместитель председателя Комиссии по вопросам взаимодействия с религиозными организациями при Правительстве РФ Андрей Себенцов, секретарь Экспертного совета при Минюсте Александр Залужный, а также религиоведы, эксперты, юристы. Заседание вел президент ЕАО МАРС Федор Шелов-Коведяев.

В первой половине заседания прозвучали доклады, посвященные анализу состояния социального партнерства на современном этапе: профессора Университета дружбы народов, религиоведа Абдул Нуруллаев «Социальное партнерство и проблемы консолидации общества», религиоведа Сергея Иваненко «Перспективы развития социального партнерства между государством и религиозными организациями», экс-президента ЕАО МАРС, историка Анатолия Красикова «Формы юридического закрепления взаимоотношений между государством и религиозными организациями». Алексей Ситников проанализировал состояние социального партнерства в странах СНГ, а религиовед Вероника Кравчук – модели этого сотрудничества в странах Западной Европы. Юрий Сипко говорил о состоянии соцпартнерства с точки зрения баптистов, а Зиновий Коган – иудеев. Священник Игорь Ковалевский рассказал о практике конкордата в католических странах.Как рассказал «Благовест-инфо» генеральный секретарь ЕАО МАРС Виктор Витко, в ходе обсуждения темы прозвучала критика практики заключения договоров РПЦ с различными федеральными ведомствами: по мнению некоторых участников заседания, эти договоры слишком идеологизированы и не содержат конкретных социальных проектов, а также зачастую допускают некорректные определения в адрес других религиозных организаций (тоталитарная секта и пр.) Подобные соглашения на федеральном уровне были сочтены нецелесообразными и неэффективными. Члены ЕАО МАРС считают, что отношения государства и религиозных организаций должны строиться на основе принципа равенства последних перед законом. Наиболее продуктивной формой партнерства можно признать соглашения зарегистрированных религиозных организаций с властями на местном уровне с целью участия в разнообразной социальной работе, не связывая ее с миссионерскими целями. Для реализации такой схемы религиозным организациям было предложено создавать благотворительные фонды и действовать в рамках их уставов.

Обсуждая проблемы религиозного образования (об этом сделал подробный доклад Александр Залужный), участники заседания обратили внимание на то, что преподавание цикла светских предметов в религиозных учебных заведениях должно, в соответствии с законом, пользоваться государственной поддержкой. Было выражено пожелание обратиться к местным властям в тех случаях, когда этот принцип не выполняется. Основные решения участников заседания были сформулированы в резолюции, с текстом которой можно будет ознакомиться в ближайшие дни.

Итоговый документ заседания совета экспертов ЕО МАРС 23 июня 2005 г на тему: «Договоры о социальном партнерстве между религиозными организациями и государством: практика, проблемы, перспективы» (принят за основу): В настоящее время широкое распространение получила практика заключения договоров о социальном партнерстве между религиозными организациями и органами государственной власти, которая заслуживает неоднозначной оценки. Во многих случаях эти договоры содействуют развитию социального служения религиозных организаций и реально укрепляют отношения социального партнерства между религиозными организациями, светским обществом и государством.

Однако зачастую договоры о социальном партнерстве на самом деле являются своеобразным механизмом, призванным замаскировать противоречия между конституционными принципами, гарантирующими свободу совести и равенство религиозных организаций перед законом, и реальной практикой осуществления взаимосвязей с религиозными организациями, осуществляемых некоторыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, муниципалитетами. В связи с этим многим, в том числе и типовым договорам о социальном партнерстве между религиозными организациями и государством, присущи следующие черты, оказывающие негативное воздействие на практическую реализацию принципов свободы совести:

1.Идеологизированность, ориентация на одну единственную конфессию (или на узкий круг религиозных организаций);

2.Декларативность, отсутствие реального социального содержания: та или иная конфессия объявляется в договоре основным "партнером" органа государственной власти, однако не раскрывается конкретное содержание социальных программ и проектов, которые должны были бы являться основным содержанием договора;

3.Использование терминов и понятий, отсутствующих в российском законодательстве, в том числе оскорбительных для последователей некоторых религий;

4.Включение в договоры положений, призванных обеспечить привилегии одним конфессиям, а также направленных против интересов (а в ряде случаев – и законных прав) других религиозных организаций.

В связи с этим заключение подобных договоров на высшем уровне нанесло бы значительный ущерб поступательному развитию государственно-конфессиональных отношений.

Повышение статуса договоров о социальном партнерстве (являющихся в настоящее время административными актами, имеющими сомнительную легитимность) и включение их в состав законодательства Российской Федерации о свободе совести и о религиозных организациях представляется в настоящее время преждевременным. Такой шаг деформировал бы основополагающие принципы российского законодательства.

Укрепление отношений социального партнерства религиозных организаций с государством, в том числе за счет совершенствования практики заключения соответствующих договоров о социальном партнерстве, предполагают реализацию следующих основных принципов:

1.Социальной ответственности. Основным содержанием договоров должны стать правила социальной работы религиозных организаций с гражданами, нуждающимися в социальной помощи и поддержке, включая определенные принципы, которыми будут руководствоваться представители религиозных организаций в процессе работы с детьми, социально незащищенными группами населения и т.п. (добровольный отказ от межрелигиозной и межконфессиональной полемики);

2.Равенства религиозных организаций перед законом. Договоры призваны обеспечить государственную поддержку социальных программ, которые могут реализовываться любой зарегистрированной (законопослушной) религиозной организацией, а не осуществляющих их религиозных организаций. Главным критерием оценки при заключении и претворении в жизнь договора должна быть эффективность и социальная значимость конкретной социальной программы, а не особенности вероучения той или иной религиозной организации.

Договоры социального партнерства должны исключать предоставление односторонних преимуществ отдельным религиозным организациям в рамках светской школы, государственных СМИ, Вооруженных сил, правоохранительных органов, системы здравоохранения, мест заключения.

24 июня 2005 года Благовест-Инфо и Портал-Credo.Ru

Комментировать:

     

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������