Материалы

Проповедь кардинала Ратцингера на похоронах Иоанна Павла II

"Иди за Мною" – говорит Господь воскресший Петру, как Свое последнее слово этому ученику, выбранному, чтобы па сти Его овец. "Иди за Мною" – эту лапидарную фразу Христа можно рассматривать, как ключ для понимания послания, которое исходит из жизни нашего усопшего и возлюбленного Папы Иоанна-Павла II, останки коего полагаем ныне в землю, как семя бессмертия – сердце исполнено скорби, но и радостной надежды и глубокой благодарности.

Таковы чувствования нашей души, братья и сестры во Христе, присутствующие на площади св. Петра, на прилегающих улицах и в разных других местах города Рима, переполненного в эти дни бесчисленной толпой, безмолвной и молящейся. Всех сердечно приветствую. От имени также Коллегии Кардиналов, желаю почтительно обратиться к Главам Государств, Правительств и делегациям разных стран. Приветствую Власти и Представителей Церквей и христианских Общин, равно как и других религий. Приветствую затем Архиепископов, Епископов, священников, монашествующих и верующих, всех прибывших со всех континентов; особым образом молодежь, которую Иоанн-Павел II любил называть будущим и надеждою Церкви. Мое приветствие обращено, помимо того, ко всем тем в любой части мира, кто соединены с нами посредством радио и телевидения в этом соборном участии в торжественном обряде прощания с возлюбленным Папою. Иди за Мною – еще будучи молодым студентом, Кароль Войтыла был энтузиастом литературы, театра, поэзии. Работая на химическом заводе, окруженный и угрожаемый нацистским террором, он услышал голос Господа: Иди за Мною! В таком очень специальном контексте, он начал читать книги по философии и богословию, поступил затем в подпольную духовную семинарию, созданную кардиналом Сапегой и после войны смог завершить свои штудии на богословском факультете Ягеллонского университета в Кракове. Неоднократно в своих письмах священникам и в своих автобиографических книгах он говорил нам о своем священстве, в каковое был рукоположен 1 ноября 1946 года. В этих текстах он толкует свое священство, в частности, отталкиваясь от трех изречений Господа. Прежде всего этого: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод вам пребывал" (Ин. 15,16). Другое изречение: "Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Ин. 10,11). И, наконец: "Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей" (Ин. 15,9). В этих трех выражениях мы видим всю душу нашего Святейшего Отца. Он действительно направлялся повсюду и неустанно, чтобы приносить плод, плод, который останется. "Вставайте, пойдем!" – таково название его предпоследней книги. "Вставайте, пойдем!" – этими словами он пробудил нас от уставшей веры, от сна учеников вчерашних и сегодняшних. "Вставайте, пойдем!" – говорит он еще и сегодня нам. Святейший Отец был, в конце концов, священником до последней глубины, ибо он предложил свою жизнь Богу за Его овец и за всю человеческую семью, в повседневной отдаче на служении Церкви и прежде всего в трудных испытаниях последних месяцев. Так он стал одним целым со Христом, пастырь добрый, который любит своих овец. И, наконец, "пребудьте в любви Моей": Папа, который искал встречи во всеми, который обладал способностью прощать и открывать сердце для всех, говорит нам, еще и сегодня, этими словами Господа: Обитая в любви Христовой, научимся, в школе Христовой, искусству истинной любви.

Иди за Мною! В июле 1958 года начинается для молодого священника Кароля Войтылы новый этап пути с Господом и за Господом. Кароль отправился, как обычно, с группой молодежи, влюбленной в лодочный спорт и в Мазурские озера, для совместного проведения отдыха. Но он имел с собою письмо, с приглашением представиться Примасу Польши, кардиналу Вышинскому; он мог догадываться о цели этого письма: назначении его викарным епископом Кракова. Оставить академическое преподавание, оставить это стимулирующее общение с молодежью, оставить великое интеллектуальное поприще, чтобы познать и толковать тайну сотворенного человека, чтобы представить в сегодняшнем мире христианское истолкование нашей сущности – все это должно было представиться ему, как утрата самого себя, утрата именно в тот момент, когда это стало человеческой идентичностью молодого священника. Иди за Мною! – Кароль Войтыла повиновался, слыша в призыве Церкви голос Христа. И вполне отдал себе позже отчет в том, насколько истинно слово Господа: "Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее" (Лк. 17,33). Наш папа – мы все знаем это – никогда не хотел сберегать собственную жизнь, хранить ее для себя; он желал отдавать себя безоговорочно, до последнего момента, Христу и тем самым также нам. Именно таким образом он сумел испытать, – каким образом все, что он вручил в руки Господа, вернулось по-новому: любовь к слову, к поэзии, к словесности стала существенной частью его пастырской миссии и придала новую свежесть, новую актуальность, новую привлекательность возвещению Евангелия, именно тогда, когда оно есть знак противоречий.

Иди за Мной! В октябре 1978 кардинал Войтыла вновь внемлет гласу Господа. Обновляется диалог с Петром, воспроизводимый в Евангелии этим прославлением: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Паси агнцев Моих!". На вопрос Господа: Кароль, любишь ли ты Меня? Архиепископ Краковский отвечает из глубины своего сердца: "Господи, Ты все знаешь: знаешь, что я люблю Тебя". Любовь Христова была господствующей силой нашего возлюбленного Святейшего Отца; тот, кто видел его молящимся, кто слушал его проповеди, знает это. И таким образом, благодаря этой глубокой укорененности во Христе, он смог нести бремя, которое выходит за пределы чисто человеческих сил: Быть пастырем стада Христова, Его вселенской Церкви. Сейчас не время говорить от отдельных моментах этого столь богатого понтификата. Хочу только зачитать два фрагмента из сегодняшней Литургии, в которых видны центральные элементы его послания. В первом чтении нам говорит св. Петр – и говорит Папа вместе со св. Петром: "Истинно познаю, что Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех" (Деян. 10,34-36). И во втором чтении, св. Павел – и со св. Павлом наш усопший Папа – громко увещает нас: "Братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные" (Фил. 4,1).

Иди за Мной! Наряду с поручением пасти Его стадо, Христос возвещает Петру его мученичество. Этими заключительными и подводящими итог словами диалога о любви и о полномочии универсального пастыря, Господь вспоминает новый диалог, в контексте тайной вечери. Здесь Иисус сказал: "Куда Я иду, вы не можете придти". Сказал Петр: "Господи! куда Ты идешь?". Иисус отвечал Ему: "куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною" (Ин. 13,33.36). Иисус после вечери идет на Крест, идет к Воскресению – вступает в пасхальную тайну; Петр еще не может следовать за Ним. Теперь – после воскресения – настал этот момент, это "после". Пася стадо Христово, Петр вступает в пасхальную тайну, идет ко Кресту и воскресению. Господь говорит ему об этом следующими словами: "... когда ты был молод... ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь" (Ин. 21,18). В первый период своего понтификата Св. Отец, еще молодой и полный сил, под водительством Христа отправлял вплоть до концов земли. Но затем все более входил в общении со страданиями Христа, все глубже понимал истину слов: "Другой препояшет тебя...". И именно в этом общении с Господом страдающим неустанно и с обновленною силою возвещал Евангелие, тайну любви, которая идет до конца.

Он истолковал для нас пасхальную тайну, как тайну Божественного Милосердия. Он пишет в своей последней книге: "Предел, поставленный злу, "в конечном счете есть Божественное Милосердие" ("Память и идентичность"). И, размышляя о покушении, говорит: "Христос, страдавший за всех нас, придал новый смысл страданию; ввел его в новое измерение, в новый порядок: порядок любви... Это страдание, которое жжёт и уничтожает зло пламенем любви, и извлекает даже из греха многообразное цветение добра". Воодушевленный этим в идением, Папа страдал и любил в общении со Христом, и поэтому послание его страданий и его безмолвия стало столь красноречиво и плодотворно.

Божественное Милосердие: Св. Отец обрел самое чистое отражение милосердия Бога в Матери Божией. Он, утративший в нежном возрасте маму, тем более возлюбил Матерь небесную. Он услышал слова Господа распятого, как если бы сказанные ему лично: "се, Матерь твоя!". И соделал, как возлюбленный ученик: взял ее к себе ( eis ta idia : Ин. 19,27) – Totus tuus .И от матери научился следовать Христу.

Для всех нас останется незабываемым, как в это последнее воскресение Пасхи своей жизни, Св. Отец, отмеченный страданием, приник еще раз к окну Апостольского Дворца и в последний раз преподал благословение " Urbi et Orbi ". Мы можем быть уверены, что наш возлюбленный Папа находится сейчас у окна дома Отчего, видит нас и благословляет нас. Да, благослови нас, Св. Отец. Мы вручаем твою дорогую душу Матери Божией, твоей Матери которая водила тобою каждый день и поведет теперь к вечной славе Своего Сына, Иисуса Христа, нашего Господа. Аминь.

09.04.2005 Радио Ватикана

Комментировать:

     

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������