Материалы

Активисты грузинского Национально-христианского движения передали обращение в посольство Армении

Тбилиси, 12 декабря, Благовест-инфо. Активисты «Национально-христианского движения» передали 11 декабря в&nbs p;посольство Армении специальное обращение: «Братья армяне, не поддавайтесь на провокацию. В нынешней северной Армении, на территории Лоре-Ташири расположены около десяти значительных православных церквей и монастырей. К сожалению, сегодня они пришли в полный упадок. Исторические источники и архитектура этих памятников свидетельствуют, что эти святыни принадлежат Грузинской Православной, а не Армянской Григорианской Церкви. В противном случае, согласитесь, о них бы заботились соответствующим образом.На протяжении этих лет Грузинская Православная Церковь, думается, сознательно не ставила вопрос передачи указанных церквей, чтобы не осложнять положение и сохранить существующий статус-кво.

К сожалению, определенные группы с армянской стороны перманентно добиваются эскалации напряжения и в одностороннем порядке требуют возвращения тех храмов, которые пока считаются армянскими. К счастью, они до сих пор не сумели получить поддержку нашего братского армянского населения, но так как подобные требования продолжаются, нам не остается ничего другого, как напомнить авторам этой провокации законные и логичные требования грузинских православных о передаче нам существующих в Армении грузинских церквей.

Хочется предположить, что это запланированная третьей силой провокация, цель которой – вызвать противостояние двух соседних народов», - отмечается в обращении.

«Если армянская общественность имеет право публично требовать возвращения церквей, то такое же право поставить этот вопрос перед светскими и духовными властями Армении имеет и наша общественность», - заявил лидер «Национально-христианского движения» Георгий Андриадзе в эфире телекомпании «Кавкасия».

 

Церкви и монастыри на территории Армении, происхождение которых оспаривается грузинской и армянской сторонами (ФОТО)




Руины храма Банак (Бана) в провинции Тайк, VII-VIII вв. (северо-запад Армении)

Банак

Монастырь Хневанк, VII-XII вв. (у села Куртан близ г. Степанаван, Лорийская область Армении) 

Церковь VII в. в селе Ишхан армянской области Тайк

Монастырь Хучапиванк, XII-XIII вв.

Монастырь Киранцванк, XIII в.

Ошкванк (Ошки). Храм Св. Иоанна Крестителя. X в. (Ныне - восточная Турция, Эрзурум)

Монастырь Пгндзаханк (Ахтала). X в.

Монастырь Срвеги Ванк, XII-XIII вв.

Монастырь Тежаруйк, XIII в.

Церкви на территории Армении никогда не были грузинскими - армянский историк Самвел КарапетянЕреван, 12 декабря, Благовест-инфо. Известный армянский историк подверг критике инициативу Национально-христианского движения Грузии, потребовавшего признать грузинскими десять церквей на юге Армении. В беседе с корреспондентом "Благовест-инфо" директор Организации по изучению армянской архитектуры (RAA) Самвел Карапетян заявил, что все эти храмы являются армянскими, но были построены в "халкдидонский период" истории Армянской Апостольской Церкви.

В 451 году в Халкидоне был прнят догмат, согласно которому Иисус Христос одновременно является и Совершенным Богом и Совершенным Человеком, одним Лицом и одним Существом, объединяющем две природы. Армянская же Апостольская Церковь признает определение Ефесского Собора и провозглашает так называемую «одну природу, как неразделимое единство двух природ». Не согласная с 28 каноном Халкидонского собора Армянская Церковь по приказу царя Армении Аршака II отделилась от христианского мира, признавшего Халкидонский догмат. Тогда же был создан и Армянский Патриархат.

Однако в 630 году, по примеру Грузинской Церкви, армянский Католикос Езрас I (630 - 641 гг.) и последующие пять католикосов в течение 85 лет принимают халкидонское исповедарние. До католикоса Овнана Одзнеци (717 год), когда Армения была разделена между Персидской и Византийской империями, епископы Армении были халкидонитами. Однако в 726 году в Маназкерте на соборе Армянской Церкви было принято решение об отказе от халкидонского догмата.

Именно в период "халкидонитства" в Армении строятся храмы в так называемом архитектурном стиле "армянской халкидонской церкви". Эти храмы относятся к золотому периоду армянского зодчества. Самвел Карапетян отмечает, что к этому периоду относятся не 10 церквей, которые грузинские националисты требуют считать грузинскими, а 30 храмов. Таким образом, к "периоду халкидонитства" относятся слудующие храмы в Армении: в Багаване - Сурб Ованес (631-639 гг), в Мрени – одноименная церковь (639-640 гг), в Звартноце – Сурб Григор (660 г), в Талине церковь Катохике, в Ддмашене Сурб Тадевос Аракеал, в Акори Сурб Акоп (661-667 гг) и ряд других храмов. К халкидонскому периоду относятся также такие монументальные сооружения на юге Армении, как монастыри Пхндзаанк, Хучап, Кобайр, Хневанк и другие.

В этот период официальным языком у армян-халкидонитов считался грузинский, исходя из чего историк и объясняет наличие надписей на грузинском языке в  некоторых церквях "армяно-халкидонского вероисповедания". 

"Почему же тогда Грузинская Церковь требует признать своими только часть армяно-халкидонских храмов на юге Армении. Ведь храмы Звартноц и Аруч также были возведены в период халкидонитства?", - задается вопросом специалист по армянскому зодчеству.

Наринэ Киракосян

 

источник : Благовест-инфо

 

Комментировать:

     

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������