Материалы

Взятие в небесную славу Пресвятой Богородицы

Более полувека назад, 1 ноября 1950 г., в торжество Всех Святых Папа Пий XII провозгласил догмат о взятии в небесну ю славу Пресвятой Богородицы душей и телом. Тем самым подчеркивается, что Матерь Иисуса - знак надежды для всех верующих, стремящихся к Небесной Отчизне.

Как и когда завершилась земная жизнь Марии? Об этом нет никаких достоверных сведений. Некоторые древние авторы, основываясь на Хронике Евсевия (потом, правда, оказалось, что это позднейшая вставка), полагали, что Богородица покинула этот мир в 48 г. н. э. Одни считали, что Она умерла по достижении 63-69 лет, другие, напротив, были уверены, что Матерь Иисуса приняла мученическую смерть вскоре после Вознесения Спасителя. Были и такие, кто сомневался - умерла ли Она вообще. Над этим вопросом в 377 г. размышлял св. Епифаний, чьи знаменитые слова "никто не знает, каков был конец земной жизни Богородицы" положили начало многовековой дискуссии. Единственное достоверное сведение о последних годах жизни Марии, это то, что после Распятия Спасителя апостол Иоанн, исполняя волю Христа, взял Ее к себе в дом.
Вкратце, многочисленные легенды, широко распространившиеся в первые века христианства, рассказывают об Успении следующее. На второй год по Вознесении Иисуса к Богородице был послан ангел, возвестивший Ей скорую кончину. Это произошло через несколько дней (здесь предания немного расходятся). Все апостолы, кроме св. Фомы, были чудесным образом перенесены в дом Богородицы и успели с Ней попрощаться. Когда он прибыл, опоздав на три дня, апостолы, пожалев его, пришли к пещере, куда положили Богородицу, чтобы Фома тоже мог с Ней попрощаться. Отвалив камень, они увидели, что гроб пуст. Воодушевленные апостолы, увидевшие это чудо, были вновь чудесным образом возвращены к своим повседневным делам.

Кстати, честь быть последним земным пристанищем Девы Марии почти две тысячи лет оспаривали два города - Иерусалим и Эфес. В конце XIX в. историки и богословы договорились считать местом погребения Богородицы издревле почитаемую святыню на Масличной горе, расположенную неподалеку от пещеры, где часто отдыхали Спаситель и апостолы. Именно здесь в VIII в. проповедовал св. Иоанн Дамаскин о тайне Успения.

Немалую роль в победе Иерусалима сыграло и то, что именно там, раньше, чем где-либо еще, 15 августа начали праздновать день, посвященный Божией Матери. В начале VI в. в Палестине и Сирии этот праздник трансформируется в воспоминание окончания земной жизни Пресвятой Девы. А уже в конце столетия император Маврикий (582-602) своим декретом повелевает праздновать 15 августа во всех церквях империи день Dormitio Mariana - Успения Марии.

На Западе долгое время праздновали память Богородицы, не разделяя дня окончания ее жизни от дня приходя в этот мир. Причем этот день приходился либо на воскресенье, предшествующее Рождеству Христову, либо на 18 января (в зависимости от литургической традиции).

Торжественно отмечать этот день, 15 августа, в Риме начали не ранее IX в. Но когда торжество Успения Богородицы было включено в литургический цикл Римской Церкви, оно сразу же затмило другие праздники, посвященные Деве Марии. Папа Николай I в 863 г. в Пастырской инструкции, адресованной болгарам, отмечает, что по важности это торжество не уступает Рождеству, Пасхе и Пятидесятнице. В Вечном городе праздновать Успение начинали еще утром 14 августа - Понтифик, в сопровождении кардиналов, босиком входил в "Святая Святых", где хранится нерукотворный образ Спасителя, клал семь земных поклонов, целовал образ и выносил его. Вечером в базилике Санта Мария Маджоре совершалась вечерня. В полночь начиналась торжественная процессия с иконой Спасителя от Латеранского холма по направлению к Римскому Форуму, обойдя Форум, на рассвете шествие достигало базилики Санта-Мария-Маджоре, где Папа совершал мессу и преподавал особое благословение.

Эта изнурительная, но довольно впечатляющая традиция, привлекавшая сотни паломников, была упразднена в XVI в. Пием V. Однако во многих уголках Италии, например, в области Лацио, и в наши дни накануне торжества организовываются процессии: верующие становятся в две колонны, во главе первой несут образ Спасителя, во второй - Марии. В определенный момент колонны встречаются и все верующие вместе входят в храм на мессу.

Дискуссия о тайне Успения Девы Марии вновь обострилась в IX в. Благодаря тщательному богословскому анализу, отказу от апокрифов и народных суеверий, в X в., по сути, утверждается истина о взятии на небо Матери Иисуса. Церковная традиция - как на Востоке, так и на Западе, - почитании Успения Пресвятой Девы основывается на двух отрывках из Священного Писания, в которых смерть названа "сном". Речь идёт, во-первых, о воскрешении Иисусом дочери Иаира: "Ибо не умерла девица, но спит" (Мф 9,24). Во втором отрывке Спаситель, узнав о смерти Лазаря, говорит апостолам: "Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его" (см. Ин 11,11).

Однако догмат о взятии Богородицы телом и душой в небесную славу ни в коей мере не связан с легендами и апокрифами. Он полностью опирается на Предание Католической Церкви. Христиане еще со времен апостолов и святых Отцов Церкви единодушно признают величие святости Марии, исповедуют Ее Богоматеринство и верят, что Она неустанно ходатайствует о нас перед Иисусом, Своим Сыном. Поэтому толковать историю Ее жизни необходимо, просвещаясь Святым Духом.

Эта истина - по хронологии последний из догматов, относящихся к Пресвятой Богородице - провозглашается в Апостольской конституции "Munificen-tissimus Deus": "После многих наших молитвенных обращений к Богу, призывания света Духа Истины, ради славы Всемогущего Бога, Который излил на Деву Марию щедроты совершенно особого благоволения, ради чести Ее Сына, Бессмертного Царя веков и Победителя греха и смерти, для большей славы Его Царственной Матери и для радости и ликования всей Церкви, властью Господа нашего Иисуса Христа, блаженных Апостолов Петра и Павла и нашей собственной властью, Мы утверждаем, Мы заявляем и Мы определяем как Божественно явленный догмат, что: Непорочная Матерь Божия, Приснодева Мария, закончив путь Своей земной жизни, была взята с телом и душой в Небесную славу".

Догматическое определение "взятие в небесную славу" более точно отражает смысл тайны, чем словосочетание "Успение Богородицы", поскольку не останавливается на проблеме - познала ли Мария смерть или нет. Папская булла оставляет этот вопрос открытым, подчеркивая, в то же время, что Пресвятая Дева была вознесена в Небесную славу и душой и телом. В закрепленной Церковью истине веры о вознесении Богородицы не сказано где, когда и как завершилась земная жизнь Девы Марии. Это - вопрос веры, затрагивающий тайну деяния Бога, а не хроника, переданная дотошными свидетелями.

Останавливаясь на слове "взятие" Пий XII подчеркнул тот богословский аспект, который в большей мере, чем "богословия Успения" подчеркивает, что наши знания о жизни Марии и ее уходе из этого мира несовершенны, и что мы не знаем - покинула ли Она землю до или после Своей смерти.

В Священном Писании ничего не сказано об Успении Марии. Богословы проводят параллели с историей вознесения Пророка Илии (см. 2 Царств 2,11), поскольку этот отрывок допускает как символическое, так и аллегорическое толкование. В то же время Церковь настаивает на том, что взятие Марии в Небесную славу - историческое событие, реальность которого подтверждается, прежде всего, литургической традицией, восходящей к первым векам христианства.

Тем не менее, догмат о вознесении Марии подтверждается некоторыми отрывками из Библии, прежде всего текстами, говорящими о благости Марии. В Новом Завете Богородица названа "Благодатной": архангел приветствует Ее словами: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами <...> Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк 1,28; 35)

Эти слова необходимо рассматривать в контексте избрания Марии Богом и Ее уникальной роли в истории спасения. Приведенный выше краткий отрывок из Евангелия от Луки свидетельствует об особой близости Марии с Иисусом, Ее Сыном и всей Его жизнью: от зачатия, рождения, жизни в Вифлееме, до проповеди, страданий, смерти, воскресения и вознесения.

Источник: Свет Евангелия

Комментировать:

     

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������