Новости за 15 Август 2011


Подписано соглашение о статусе Католической Церкви в Азербайджане

altВ Апостольском дворце в Ватикане секретарь по отношениям с государствами архиепископ Доминик Мамберти и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Маммадьяров обменялись грамотами о ратификации Соглашения между Святым Престолом и Республикой Азербайджан.

Подробнее

«Нам нужны новые призвания…»

«Нам нужны новые призвания…»Новосибирскую  епархию посетил протоигумен Львовской провинции ордена редемптористов (Восточного обряда) о. Игорь Колесник. Отец Игорь дал эксклюзивное интервью нашему изданию…

Насколько известно, Орден редемптористов, основанный св. Альфонсом Лигуори, изначально принадлежал к латинскому обряду. Каким же образом отцы-редемптористы оказались на Украине и приняли Восточный обряд?
История появления редемптористов на Украине – очень длинная, интересная и сложная. Всё началось с того, что в конце XIX века бельгийские редемптористы, до этого много и плодотворно работавшие в разных странах мира, решили, вслед за своими немецкими собратьями, развернуть служение в Северной Америке. Они направились на самый север Канады, в один городок франкоговорящей провинции Квебек. Оттуда они распространились по центральным районам Канады. Те регионы очень напоминают сибирские, хотя, по моему убеждению, Западная Сибирь выглядит куда интереснее и приятнее, чем Центральная Канада.
И вот, в Центральной Канаде отцы-редемптористы обнаружили множество выходцев с Украины, по преимуществу из ее западных районов, находившихся тогда под властью Австро-Венгерской империи и
исповедовавших греко-католичество. Отец Ахиль Деляре, первый с ними столкнувшийся, был даже отчасти растерян: эти люди сами себя называли католиками, но говорили при этом на каком-то странном языке и молились в каком-то странном обряде. Однако вскоре о. Ахиль почувствовал призвание служить именно этим людям. С этой целью он, с разрешения своих настоятелей, поехал на Украину, чтобы там выучить их обряд и язык. Освоив язык (конечно, в очень несовершенной степени, поскольку украинский язык, как и другие славянские языки, с трудом усваивается иностранцами), он вернулся в Канаду и развернул там активную деятельность. Работавшие главным образом в фермерских хозяйствах украинцы поначалу воспринимали усилия миссионера-бельгийца без особого энтузиазма, поскольку им вообще было свойственно подозрительное отношение к «чужим», а вдали от родины эта подозрительность еще более обострялась. И всё же о. Ахилю, а затем и последовавшим его примеру собратьям, удалось завоевать расположение своей новой паствы.
В 1911 г. митрополит Андрей Шептицкий совершил поездку в Канаду, чтобы на месте ознакомиться с условиями жизни на чужбине своих соотечественников. К тому времени они уже имели неплохое духовное окормление как благодаря редемптористам, так и благодаря приехавшим из Украины отцам-василианам. Владыка Андрей, ближе познакомившись с редемптористской духовностью и методами работы, решил, что этот опыт будет весьма полезен и в Украине. Владыку поразил сам тот факт, что монашеский орден проводит столь масштабную работу в изначально чуждом ему обряде. Здесь следует принять во внимание еще тот момент, что тогда нельзя было быть биритуалистом. Для смены обряда требовалось разрешение Папы, причем тот, кто покидал латинский обряд, практически не имел шансов в него когда-нибудь возвратиться. И бельгийские отцы ради служения украинцам были вынуждены навсегда распрощаться со своей культурой, своими обычаями и обрядами, отныне им пришлось двигаться по совершенно другим рельсам.
Бельгийских священников-редемптористов, трудящихся среди украинцев, было достаточно много, и они прилагали все возможные усилия, чтобы уберечь свою паству от влияния многочисленных сект, а также Англиканской Церкви, стремившейся тогда привлечь украинцев в собственные ряды.
В конечном итоге, митрополит Андрей по достоинству оценил всё, сделанное редемптористами, и пригласил их в Украину. Бельгийские редемптористы охотно согласились: ведь они уже имели соответствующий опыт и достаточное число людей, владевших украинским языком. В 1913 году первые редемптористы появились в Украине. Итак, как это ни парадоксально, «украинская ветвь редемптористов» зародилась в Канаде, чтобы оттуда совершить исход к «родным очагам».
Время для работы в Украине тогда было не самое благоприятное: в 1914 г. началась Первая мировая война. Западная Украина (Галиция) переходила из одних рук в другие, всё лежало в руинах. Местных греко-католических священников преследовали как россияне, так австрийцы и немцы. Одни подозревали их в «москвофильстве», другие – «в антироссийских настроениях». К гражданам нейтральной Бельгии относились с куда большим уважением и они взяли на себя работу приходских священников. Они оказали помощь Украинской Греко-Католической Церкви как раз в тот момент, когда эта Церковь больше всего нуждалась в такой помощи. И это обстоятельство помогло редемптористам заручиться доверием местного населения уже после окончания войны.
С 1921 г. у «украинских редемптористов» появились достаточно крепкие структуры, был открыт так называемый «ювенат», т.е. орденская гимназия. Вплоть до 1945 г. орден развивался очень успешно, появилось множество призваний среди самих украинцев. Появились и выдающиеся личности, сильные духовники, пользующиеся громадным авторитетом среди верующих. Достаточно назвать только причисленных к лику блаженных Владык Николая Чарнецкого и Василия Величковского, отцов Ивана Дзяда, Зиновия Ковалика, многих других… Те, кому посчастливилось знать их лично, вспоминают их до сих пор. Может нам не всегда приятно это слышать, но наши верные часто говорят: «Вот тогда были редемптористы…»
Многие из тех отцов уехали после войны в Канаду, поскольку ситуация тогда обернулась против Греко-Католической Церкви. Другие остались в Украине и были вынуждены служить подпольно. Провинция тем самым разделилась на две части. Подпольное служение было очень активным: орден никогда не испытывал недостатка в призваниях. Благодаря тем призваниям орден и дожил в Украине вплоть до наших времен.

Где ныне служат священники Львовской провинции?
По всему миру. У нас 12 монастырских общин в Украине (Западной, Центральной и Восточной), одна в России (в Прокопьевске), одна – в Северной Америке, в Ньюарке, где проживает одна из самых больших украинских общин диаспоры… Мы работаем с украинцами, уехавшими на заработки в Европу: в Испании, Италии, Бельгии, Португалии, Австрии… Условия, в которых там живут наши люди – очень непростые. Они оторваны от своих корней, часто переживают тяжелый психический стресс, а потому крайне нуждаются в добром совете и утешении. На помощь редемптористам Европы и Америки направляются наши братья с Украины. Короче говоря, мы – повсюду…
Наше служение очень разнообразно. Нам самим хотелось бы как можно больше времени и усилий посвящать приходским миссиям и реколлекциям. Ныне существует настоятельная потребность не просто в духовном просвещении верных, а прежде всего – в осознании ими своей католической идентичности. Даже спустя 20 лет после обретения религиозной свободы многие наши соотечественники всё еще не идентифицируют себя в качестве католиков, в качестве частицы великой Вселенской Церкви. По-прежнему остается много местечкового, узко-локального… Эту «местечковость» и «локальность» используют в своих целях определенные люди, приходящие отнюдь не с добрыми намерениями. Они, как я недавно выразился в интервью одному украинскому католическому изданию, «делают свое дьявольское дело», отрывая замороченных людей от общины Католической Церкви, засоряя им мозги всевозможными вымыслами. А люди знают мало и часто просто не знают, как нужно отвечать новоявленным миссионерам. Я в данном случае имею в виду не какие-то «импортные» секты, а некоторых лже-пастырей, вышедших из наших собственных рядов.
Вот поэтому нам бы и хотелось трудиться на ниве духовного образования, утверждая людей в Церкви, в их религиозной вере, прививая им иммунитет к проискам врагов церковного единства… Однако нам не хватает людей, причем серьезно не хватает. Нам нужны новые призвания…

Ваша миссия в Прокопьевске – единственная в России?
Да, единственная. К сожалению, у нас нет возможности делать здесь что-то большее. Если говорить о развитии, то в настоящее время мы скорее смотрим в сторону Белоруссии. Тамошние греко-католики очень нуждаются в духовной поддержке, а их ситуация – между двумя сильными Церквами, Православной и Латинской – весьма непростая. Существует проблема их самоидентификации. Но наша первоочередная задача – поднять уровень пастырского служения в тех местах, в которых мы уже присутствуем.

Каковы Ваши впечатления от поездки в Россию?
Я впервые посещаю не только Сибирь, но и Россию вообще. Думаю (и об этом мне говорят мои собратья), что ситуация здесь заметно успокоилась, особенно по сравнению с тем, что имело место 10 лет назад. Мы радуемся этому успокоению: ведь наша задача – нести людям слово Божие, проповедовать Царство Божие везде, где бы мы ни находились, а потому нам крайне нежелательны любые конфликты. Ситуация в России требует, в первую очередь, великого терпения с нашей стороны.

 

Источник: Сибирская католическая газета

Подробнее

 

2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

������.�������