Новости за 03 Сентябрь 2009


Семинаристы-католики в Денвере живут по строгим правилам

Экспериментальная семинария в США дает свободу от мобильников и компьютеровЭкспериментальная семинария в США дает свободу от мобильников и компьютеровДенвер. Кошельки семинаристов пусты - в них лежат только водительские права и карточки медицинского страхования. Если они хотят купить сигарет или одежду, то должны просить своих наставников, чтобы те дали им денег - это одновременно упражнение в добродетели послушания и напоминание о том, что материальные вещи не имеют большой важности.

 У них практически нет времени на то, чтобы побыть наедине с самими собой: правила требуют, чтобы они везде - на территории семинарии и за ее пределами - ходили парами, как некогда ученики Иисуса, посланные на проповедь. Они живут в мире, где нет мобильных телефонов и персональных компьютеров, и ложатся спать в 10 вечера.

Любая католическая семинария в мире - не санаторий. Однако немногие студенты, готовящиеся стать священниками, живут по столь же строгим правилам, как в Redemptoris Mater - экспериментальной семинарии, задача которой - воспитать клириков, истово преданных церковному учению и руководству, и ревностно желающих вести свою паству по тому же пути.

С одной стороны, устройство жизни в семинарии похоже на то, каким оно могло быть 50 лет назад, когда будущие священники жили, отгородившись от внешнего мира. Но студенты Redemptoris Mater  проповедуют в приходах, и каждый из них должен два года провести в миссионерских путешествиях. В поисках католиков они стучатся в двери квартир Бронкса или окраин Миннеаполиса.

К строгим правилам «трудно привыкнуть, но это потому, что мы все выросли в очень индивидуалистичном обществе, где всегда на первом месте стоит «я», - говорит Джозеф Толедо. - От такого мировоззрения нужно избавляться. Но это не значит, что мы живем под колпаком».

Толедо 29 лет, он сын таксиста-пуэрториканца, и один из немногих здешних семинаристов, родившихся в Америке. Всего в Redemptoris Mater 33 студента из 14 стран.

Меняющееся лицо американского духовенства

Это отражает изменение в составе духовенства США. Грядущие поколения священников будут отличаться этническим разнообразием и ревностным желанием показать свою преданность Церкви - это показало недавнее исследование, проведенное национальной католической организацией, отвечающей за набор абитуриентов в семинарии.

Во всем остальном студенты Redemptoris Mater сильно отличаются от своих товарищей.

Эта семинария не подчиняется ни провинции монашеского ордена, ни местной католической епархии. Студенты и преподаватели приезжают сюда из общин Неокатехуменального пути - небольших групп из 20-50 верующих, объединенных особой любовью к учебе и проповеди, редкой для большинства современных католиков.

Неокатехуменат - международное движение, состоящее в основном из католиков-мирян. У организации много критиков: некоторые считают ее «сепаратистской» и провоцирующей разделения в общинах, но сторонники движения отрицают это.

Подход Неокахумената к вопросам дисциплины в своих семинариях (помимо Денвера, в США центры Redemptoris Mater работают в Бостоне, Далласе, Ньюарке и Вашингтоне), привлекает к себе немало внимания.

В 2005-2006 годах Ватикан провел инспекцию американских семинарий после того, как Церковь была потрясена скандалом из-за сексуальных домогательств священников к подросткам. В итоговом документе расследования семинариям рекомендовали быть более требовательными к студентам, чтобы те избегали «мирского образа жизни», и образовательные центры Redemptoris Mater были приведены в пример другим учебным заведениям.

Преданность традиционному католическому учению

Образовательный центр Redemptoris Mater расположился в зеленом жилом квартале на юго-востоке Денвера, в напоминающем испанскую миссию студенческом городке, получившем название «Центр новой евангелизации имени Иоанна Павла II». Здесь же находится более крупная семинария св. Иоанна Вианнея, где молодые мужчины, в основном из Колорадо и со Среднего Запада, готовятся стать клириками Денверского архидиоцеза.

Студенты обеих семинарий получают одинаковое образование и ходят на одни и те же лекции, обе семинарии строго придерживаются традиционного учения Церкви. Ни  в одной из них не ставится под сомнение отношение Церкви к контрацепции, целибату или учению о том, что священниками могут быть только мужчины.

Но в семинарии св. Иоанна жизнь протекает по-современному: студенты ведут записи лекций с помощью портативных компьютеров, пользуются смартфонами, живут в отдельных комнатах, собираются в гостиной, чтобы посмотреть телевизор, ведут блоги и обмениваются через сайт Facebook новостями об отмене занятий из-за снегопада. Как правило, такова жизнь почти всякого семинариста в современных США.

Мужчины из Redemptoris Mater (с латыни это переводится, как «Мать Искупителя») ведут записи на планшетах для стенографии, и должны просить разрешения, чтобы повесить что-либо на стену своего общежития, а все, что у них есть - общее, включая один на всех адрес электронной почты (в здании есть один компьютер).

Хосе де Хесус Гарсия приехал в Redemptoris Mater из Мексики 10 лет назад. Хотя к тому времени уже привык жить сам по себе, он довольно быстро оценил преимущества принятых в семинарии правил.

Требование, чтобы семинаристы везде ходили по двое, дало ему человека, на которого он мог опереться как на брата. Необходимость жить без денег и зависеть от других была уроком смирения, посланным Богом, считает Гарсия.

«Если воспринимать правила как ограничения, не позволяющие тебе делать что-то, то они становятся тяжкой ношей, - говорит он. - Но мы видим в них помощь, потому что наше служение, также как семейная жизнь у мирян, - это ежедневный подвиг».

Призвание к священству

Подростком Гарсия отдалился от Церкви. Он периодически встречался с девушками, учась в колледже. Но однажды отец убедил его пойти на воскресную мессу - в тот день в храме выступал кто-то из движения «Неокатехуменальный путь».

Казалось, смысл проповеди был обычным: Иисус любит вас такими, какие вы есть, и Его не волнует ваше прошлое. Но что-то в этом выступлении подействовало на Гарсию. Он снова стал ходить в церковь и однажды «услышал» призыв к священству. Но призыву он последовал не сразу - сначала Гарсия устроился на работу в фармацевтической компании.

«Я думаю, что Господь - истинный джентельмен. Он позвал меня тогда, но Он знал, что я только заново открываю для себя веру. Он не торопил меня».

Как и остальные, Гарсия узнал из лотереи, в какую семинарию отправится. Бумажку с его именем вынули из корзины и прикрепили к надписи «Денвер». Здесь у него началась жизнь, центром которой являются молитва и обучение. Звонок звенит в коридоре общежития в 6 утра, и уже через полчаса все собираются на молитву в маленькой часовне.

Молитва немного напоминает мессу, положенную на музыку в стиле фламенко. Однажды утром в среду, студенты, собравшиеся вокруг покрытого белой тканью и украшенного цветами алтаря, пели псалмы под аккомпанемент испанской гитары.

«Господь идет мимо, - говорит заместитель ректора о. Федерико Колаутти. - Он хочет, чтобы мы шли за ним. Вы готовы идти, готовы идти с ним? Если нет, вы - пусты».

Послабления после II Ватиканского собора

Большинство американских семинарий ввели менее строгие правила после II  Ватиканского собора, проходившего в 60-е годы и изменившего отношение Католической Церкви к ее месту в мире, поясняет священник Дональд Коззенс, профессор богословия при университете Джона Кэролла в Кливленде.

«До этого на жизнь в миру было принято смотреть с большим подозрением, - говорит Коззенс, в прошлом сам - ректор семинарии. - Но, согласно II Ватиканскому собору, мир - творение Божье. И нашей задачей стало научить семинаристов жить в миру, но при этом не принадлежать к нему, не быть светскими людьми».

Некоторые католики, особенно консерваторы, считают, что число желающих стать священниками снизилось после собора как раз потому, что семинарии дали своим студентам слишком много свободы, в результате чего распространилось инакомыслие, и многие учащиеся стали покидать духовные учебные заведения.

Можно спорить относительно причин снижения числа абитуриентов, но нельзя спорить с цифрами: количество священников в США упало с 58 000 в 1965 до 40 000 сегодня. В последний год ситуация немного улучшилась - в этом году были рукоположены 472 священника, (в 2000 - 442). Но этого все же недостаточно, чтобы пополнить ряды стареющего американского духовенства.

Колаутти, заместитель ректора, говорит, что запрет на телевидение, общение с друзьями за пределами кампуса и другие правила Redemptoris Mater призваны усилить в студентах дух общины и единства. Особенно это важно в международной семинарии, устройство которой предполагает постоянное прибытие новых студентов, зачастую приезжающих в США из бедных стран и переживающих культурный шок.

«Некоторые могут сказать: «вы слишком сильно их защищаете», - говорит Колаутти, сам родом из Аргентины. - Но очень важно иметь в жизни время, когда ты можешь жить без телевизора, не нуждаться в Интернете. Побороть искушение, вести безбрачную и целомудренную жизнь – возможно. А общество представляет эти вещи как невозможные. А если они невозможны, ты даже не борешься с этим давлением. Ты просто говоришь: «что за ерунда?» Культурная среда постоянно оказывает давление».

Долгая дорога к священству

Путь некоторых семинаристов к своему призванию - сложный и долгий, как у Гарсии, а другие, кажется, уже до рукоположения стали священниками.

Джозеф Толедо приехал несколько месяцев спустя после Гарсии, в 1999 году. Уже в три года на Хеллоуин он наряжался священником, а за школьной партой играл в мессу.

Почему он решил стать священником? «На этот вопрос трудно ответить, - говорит Толедо. - Нет какой-то одной причины. Если Бог зовет тебя, то почему бы нет? Точно не ради денег и не для того, чтобы стать епископом. Не ради популярности, тем более что быть священником - это не всегда популярно. Мой ответ: потому что люди страдают. Людям нужна Церковь и таинства. Они должны быть крещены. Больных необходимо посещать. Потому что они нуждаются в этом».

Толедо считает, что его призвание - не просто учить людей, говорить им, чтобы ходили на мессу каждую неделю, для него это значит жить каждый день по католическим принципам.

«Миру нужны настоящие христиане, - говорит он. - Миру не нужны поверхностные католики, в мире их и так достаточно».

Со временем, все правила и устройство семинарии Redemptoris Mater становятся привычными и знакомыми, как действия, совершаемые во время мессы. Однажды прошлой весной Толедо был старшим в группе семинаристов, отправленных на послушание на кухню. Большинству людей такая работа показалась бы рутинной и скучной, но для Толедо работа на кухне была еще одним этапом на пути к священству, уроком смирения и служения.

После обеда один семинарист встал и объявил, что у него назначен прием у зубного врача. «Найди кого-то, кто пойдет с тобой», - посоветовал ему ректор, о. Флориан Мартин-Калама.

Коззенс говорит, что регулируемая строгими правилами атмосфера не всегда способствует развитию в студентах зрелости. «В этом есть  элемент недоверия, - говорит он. - Особенно сейчас, когда семинаристы стали старше. Вы обращаетесь к взрослым мужчинам, как если бы они были школьниками».

Но в то же время, семинаристы Redemptoris Mater не сидят в затворе. Коззенс вспоминает, что когда он учился в семинарии, его контакты с внешним миром сводились к преподаванию в начальной католической школе раз в неделю.

Толедо, как и другие семинаристы, провел два года, занимаясь миссионерством. Его отправили в общины Неокатехумената в Гейнсвиль, Джорджия, и в окрестностях Миннеаполиса. Он обходил дома и стучался в двери в поисках католиков - в движении считают, что большинство верующих слишком рано прекращают изучение веры, и что им необходимо дальнейшее религиозное образование.

Толедо подружился с несколькими семьями из одного прихода в пригороде Денвера, точно соблюдая при этом все ограничения, которым его научили в семинарии. Находясь в гостях, он мог играть с детьми в игры, но ему нельзя было оставаться с ними наедине. Если какая-нибудь женщина просила благословить ее дом, он должен был добиться того, чтобы дома присутствовал ее муж.

Карьера химика-технолога

Однажды майским субботним утром Толедо собрался с сокурсниками - Гарсией и Карлосом Вилсоном Бельо, колумбийцем, который был химиком-технологом до того, как последовал призванию. Они сидели в ризнице денверского собора - базилики Непорочного Зачатия, как будто за кулисами этого грандиозного храма в Денвере.

Image: Archbishop Charles Chaput

«Доброе утро, - сказал Гарсии какой-то священник. - Поздравляю, будущий падре».

В правом кармане у Толедо - крест, который он везде носит с собой, такой как у всех семинаристов. В левом кармане - четки его матери. Четки - ручной работы, и бусины - это камни, которыми было отмечено рождение каждого члена его семьи.

Как дети, отгибающие занавеску, чтобы посмотреть, когда же отец придет домой с работы, каждую минуту мужчины подходят к окошку, чтобы через небольшую щель посмотреть на друзей, родных и семинаристов, занимающих в церкви передние скамьи.

Несколько недель назад эти трое мужчин сидели в пустом классе и выбирали евангельское чтение для сегодняшней мессы, на которой они будут рукоположены.

Их единодушным выбором стали слава из Евангелия от Матфея (9:35-38). Этот отрывок завершается обращением Христа к ученикам: «жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». И это был очень подходящий выбор. На тринадцатый год работы семинарии Redemptoris Mater, в это утро будут рукоположены 11-й, 12-й и 13-й священник, получившие в ней образование. Все они будут служить в приходах штата Колорадо.

Примерно в середине мессы архиепископ возложил руки на головы троих мужчин и произнес специальную молитву - трое выпускников Redemptoris Mater стали священниками.

Эрик Горски

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Благовес-Инфо

 

 

Подробнее

США: десять монахинь Епископальной Церкви готовятся принять католичество

десять монахинь Епископальной Церкви готовятся принять католичество десять монахинь Епископальной Церкви готовятся принять католичество Десять монахинь из Епископальной Церкви США готовятся перейти в лоно Католической Церкви. Их обращение в католицизм формально будет завершено во время мессы 3 сентября, которую совершит архиепископ Балтимора Эдвин О'Брайан. Прелат совершит обряд конфирмации монахинь, после чего они повторно принесут обеты нестяжания, целомудрия и послушания. Церемония пройдет в часовне их общины в Кастонвилле, штат Мэриленд.

Все монахини принадлежат к Сестер бедных Общества всех святых - основанному в Великобритании англиканскому монашескому ордену. Вместе с монахинями в католичество перейдет преподобный Уоррен Тэнг - епископальный священник и капеллан их монастыря. Тэнг также рассматривает возможность в будущем стать клириком Католической Церкви.

По словам матери Кристины Кристи, настоятельницы монастыря, она и сестры в течение нескольких лет готовились к обращению. «В течение долгого времени мы чувствовали, что Бог ведет нас в этом направлении», - рассказывает настоятельница. В течение последнего года монахини изучали каноны Католической Церкви, и особенно деяния II Ватиканского собора.

Первые Сестры бедных Общества всех святых прибыли в Балтимор в 1872 году, а с 1917 их община действует в Кастонвилле. Здесь монахини прославились помощью бедным и больным.

Изменения в ЕЦ США, где появилось женское священство и епископат и даже епископ-гей, вызывали недовольство сестер, они начали задумываться о переходе в другую, более ортодоксальную, деноминацию. «Люди, не знавшие нас, думали, что мы согласны с происходящим (в ЕЦ)», - вспоминает мать Кристина. По ее словам, мысль о переходе в католицизм возникла одновременно у нескольких сестер. Со временем монахини поделились этой мыслью друг с другом, и восприняли неожиданное единомыслие, как знак от Бога, после чего обратились к епископу О'Брайану.

Всего в общине Сестер бедных Общества всех святых 12 сестер в возрасте от 59 до 94 лет. Двое насельниц монастыря решили остаться в Епископальной Церкви, но будут по-прежнему жить и работать вместе с остальными сестрами.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Благовес-Инфо

 

 

Подробнее

Протестантские деноминации России к 15 сентября выработают единую позицию по вопросам преподавания знаний о религии в школе

Протестантские деноминации выработают единую позицию по вопросам преподавания знаний о религии в школе Протестантские деноминации выработают единую позицию по вопросам преподавания знаний о религии в школе Протестантские деноминации России к 15 сентября выработают единую позицию по вопросам преподавания знаний о религии в общеобразовательной школе и введению капелланов в армии.

Об этом сайту protestant.ru сообщил начальствующий епископ, президент Союза евангельских христиан Александр Семченко. «Не секрет, - отметил он, - что данные нововведения подверглись в среде российских евангельских верующих резкой критике».

По информации Александра Семченко, Славянскому правовому центру руководством протестантских объединений поручено разработать правовую основу совместной позиции. Через СМИ общая точка зрения российских протестантов будет доведена до широких слоёв общественности, имеется также намерение обратиться в Администрацию президента РФ с предложением учесть позицию протестантских церквей «как мнение большого числа граждан России, жизненно заинтересованных в данном вопросе».

  Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Благовес-Инфо

 

 

 

 

Подробнее

70 лет назад Пий XII пытался предотвратить Вторую мировую войну

70 лет назад Пий XII пытался предотвратить Вторую мировую войну70 лет назад Пий XII пытался предотвратить Вторую мировую войну

В августе 70 лет назад угасали последние надежды на то, что удастся избежать вспышки Второй мировой войны. Среди голосов, поднявшихся в защиту мира, особо сильно звучал голос Папы Пия XII, избранного за несколько месяцев до этого на Кафедру Св. Петра. Св. Отец воспользовался микрофоном Радио Ватикана, чтобы призвать правительства не идти по пути разрушения. Радиопослание 24 августа 1939 года стало вехой служения Церкви делу мира.
«Силой разума, а не оружия, прокладывает путь Справедливость», сказал Пий XII 70 лет назад, на следующий день после подписания пакта Молотова-Риббентропа. «В мире мы ничего не теряем. На войне мы можем потерять все. Пусть люди снова начнут понимать друг друга».
«Пусть нас услышат сильные, чтобы не стать слабыми в справедливости, -- воззвал Пий XII. – Пусть нас услышат предержащие власти, если они хотят, чтобы их власть несла не разгромы, но поддержку народам и защиту их спокойствия, порядка и труда».
Увы, призыв этот остался без отклика. Спустя несколько дней нацистская Германия вступила в Польшу, и все человечество начало падать в пропасть мирового конфликта. Однако, этот голос, заглушенный грохотом оружия, не утратил своей ценности и не был забыт.
60 лет спустя после окончания Второй мировой войны польского Папу сменил Папа-немец, символизируя примирение. Бенедикт XVI не раз вспоминал, как Папа Пачелли пытался увещать правителей к разуму, уговорить их открыть сердце, в убеждении, что только Христос – истинная надежда человека:
«Только доверяя Ему, человеческое сердце может открыться любви, побеждающей ненависть. И это убеждение сопровождало Пия XII в его служении преемника Петра – служении, начавшемся как раз когда над Европой и всем миром сгущались угрожающие тучи нового мирового конфликта. Он старался предотвратить его всеми способами: «Опасность близка, но есть еще время», воскликнул он в своем радиопослании 24 августа 1939 года. И продолжил: «В мире мы ничего не теряем. На войне мы можем потерять все».

  Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Радио Ватикан

 

Подробнее

Интервью с монс. Чезаре Пазини, префектом Ватиканской Апостольской Библиотеки

Ватиканская библиотекаВатиканская библиотека

В ватиканской газете Оссерваторе Романо за 14 августа помещено интервью с монс. Чезаре ПАЗИНИ (Cesare Pasini), префектом Ватиканской Апостольской Библиотеки. Поскольку эта библиотека является уникальной и в нее стекаются ученые со всего мира, мы посчитали, что эта тематика будет интересна нашим слушателям и посетителям веб-страницы. Беседу с префектом вел Джанлука Биччини.


Монс. Чезаре Пазини стал префектом Ват. Ап. Библиотеки немногим ранее, чем два года тому назад. Сразу после этого знаменитая библиотека превратилась в строительную площадку. «Меня назначили 25 июня 2007 года, а библиотека закрыла свои двери 14 июля», - поясняет монс. Пазини, 59-летний священник из Милана, имеющий за спиной 20-летний опыт работы в миланской Амвросианской библиотеке. Ему поручено заботиться о книжном фонде-наследии Папы Римского, хранить и расширять коллекции и предлагать ученым услуги на высоте вековой славы этого учреждения. А теперь – первый вопрос.


Фома Кемпийский уподобил книгу, которую держат в руках, Младенцу Иисусу в объятиях праведного Симеона. Какое впечатление производят на вас столь древние документы?

Этот опыт захватывает, вызывает чувство трепета и удивления перед лицом столь многих и драгоценных сокровищ человечества. Я помню свой первый визит в фонды библиотеки и волнение, какое я испытал, держа в руке Кодекс В (Ватиканский греческий кодекс 1209), самый древний полный текст Библии IV века, или Папирус Бодмера 14 – 15 веков -- древнейшую рукопись с обширными фрагментами из Евангелий от Луки и Иоанна, датированную примерно двухсотым годом. Недавно она была получена в дар от американского мецената Франка Ханны III. Но то же самое ощущение я испытал и перед классическими авторами – сборниками Римский Вергилий, конца V века, и Ватиканский Вергилий, восходящий к более раннему времени. Эти сокровища и все остальное достояние и материалы библиотеки – рукописи, архивы, печатные тома, эстампы и рисунки, монеты и медали, - хранятся и доступны в этом учреждении
Святейшего Престола; Ватиканская библиотека – это библиотека Папы. Когда работаешь в этой библиотеке, не просто чувствуешь себя соучастником чего-то важного и деликатного, но осознаешь, с какой заботой и трудом Церковь, Святейший Престол, Папа относятся к служению культуре и сколько сил и средств они отдают этой цели.

Анджело Май, Джованни Меркати и Ахилле Ратти -- библиотекарь, ставший Папой. Все трое перешли из Амвросианской библиотеки в Ватиканскую. С какими чувствами вы смотрите на своих выдающихся предшественников?

Амвросианская и Ватиканская библиотеки – это двоюродные сестры. Вплоть до 31 декабря 1973 года Амвросианская библиотека находилась непосредственно под властью Святейшего Престола. Только с 1 января, 35 лет тому назад, она стала автономной, но сохраняет и по сей день следы и память прежних уз. Это облегчило обмен и переход из одной библиотеки в другую, и в этом контексте следует рассматривать мое прибытие в Ватикан. Кроме того, Ватиканская библиотека не была для меня чужой. Я регулярно приезжал сюда для изучения рукописей и печатных томов, которых не находил в Милане. В любом случае, 21 год в Амвросианской библиотеке мне действительно помог, особенно благодаря сотрудничеству с монс. Джанфранко Равази и другими коллегами, утвердиться, изучить разные секторы библиотечного дела. А в Ватикане, в этой более обширной реальности, с еще более богатой и испытанной традицией, я нашел то, что в меньшей мере и объеме уже видел и изучал в Амвросианской библиотеке.

Был ли Пий XI единственным Папой – библиотекарем?

В строгом смысле слова – да, но другие Папы заботились о библиотеке. Основатель ее, Николай V, обладал чуткостью библиотекаря и наделил ее тем духом гуманизма, каким сам был проникнут, основав ок. 1450 года библиотеку в Апостольском Дворце. Декрет 30 апреля 1451 года напоминает нам, что он пожелал создать библиотеку «ради пользы и интереса ученых». Его преемники и, в особенности, Сикст V, занимались формированием первоначальной коллекции. В 1589 году Сикст V перенес библиотеку в новые помещения, в здание, построенное Браманте над широкой лестницей, разделявшей двор Бельведер от двора, именуемого сегодня «Библиотечным». Рукописи были помещены в салоне, получившем имя от своего создателя -- Сикстинском салоне. Среди других Пап, усердно заботившихся о библиотеке, помимо Пия XI и его инициатив в первой половине XX века, следует упомянуть Льва XIII: в его понтификат библиотека была расширена и заняла все здание, в котором она размещается сегодня. Тогда началось ее обновление, которое продолжил и закончил Папа Ратти (Пий XI).

Каковы главные проблемы, связанные с сохранением подобного наследия?

Держать библиотеку «живой» – это благое и нелегкое дело, и на протяжении веков Святейший Престол исполнял это обязательство. Очень важна помощь и поддержка людей, знающих это учреждение и разделяющих его цели. Поэтому следует развивать внешние связи. Если собирать фонды для каритативных целей достаточно легко, то очень трудно собрать их для развития культуры. Людям необходимо понять, что библиотека вносит огромный вклад в благо человечества. Прежде всего, она показывает, что все прекрасное, доброе, честное и достойное, что сделали творческие силы человечества в течение веков, -- это свидетельство, сознательное или неосознанное, поиска Бога и в то же время --доказательство величия и достоинства человека. Поэтому Святейший Престол на протяжении веков поощрял и сохранял все эти свидетельства, созданные в другие времена, эпохи и в иных культурных контекстах, и собирал их в Ватиканской Библиотеке на благо всех. Самим своим существованием Ватиканская Библиотека свидетельствует этот «христианский гуманизм», поистине католический, вселенский. Приветствует и поддерживает тех, кто с подлинным «гуманистическим» духом терпеливо изучает документы и источники, не довольствуясь слухами и преходящей модой, понимая, что исследования требуют сотрудничества, компетентности, сопоставимых результатов. Располагая таким богатством, библиотека заслуживает внимательной и признательной публики. Мы очень благодарны тем, кто понял это и оказывает щедрую помощь в реставрационных работах.

Когда планируется открытие библиотеки?

Мы должны открыть библиотеку осенью 2010 года. Поскольку ученые не смогли предотвратить ее закрытие, они попросили нас сделать все возможное, чтобы ускорить сроки доступа. Надеюсь, что они оценят наши усилия, предпринятые для того, чтобы не превышать предусмотренного трехлетнего перерыва. Строительные работы должны завершиться в этом году. Первая половина 2010 года будет посвящена реорганизации всего, что необходимо для нового открытия библиотеки.

Предусмотрены ли какие-то особые инициативы?

Прежде всего, публикация истории Ватиканской Библиотеки в семи томах, первый из которых выйдет осенью 2010 года. Это будет публикация для широкой публики, обогащенная большим числом фотографий. Мы хотим, чтобы этот труд удовлетворил специалистов, которые найдут обновленный и дополненный синтез исследований в этой области, но также и всех, кто интересуется этапами нашей истории. Состоится также симпозиум, с 11 по 13 ноября 2010 года. На нем будут обсуждаться два вопроса. Первый --какие исследования были сделаны в Ватиканской Библиотеке в разных научных областях за последние 50 – 60 лет с помощью наших материалов. И второй – как Ватиканская Библиотека организовывала в этот промежуток времени свою деятельность и свои начинания. По этому вопросу мы услышим свидетельства работников Библиотеки и попросим участников проанализировать вместе с нами то, что удалось сделать. А для рассказа о том, что касается научной работы, проведенной в Ватиканской Библиотеке, мы пригласили некоторых ученых, с которыми находимся в постоянном контакте.

Пройдут ли какие-либо мероприятия до этой даты?

С 23 по 27 августа Ватиканская делегация примет участие в 75-м Всемирном конгрессе Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений, который состоится в Милане. Один день будет посвящен религиозным библиотекам, выступят представители иудаизма, христианства и Ислама. Выступая по этому случаю, я собираюсь представить «дух» Ватиканской Библиотеки. Этот дух, прежде всего, универсален, поэтому наша библиотека открыта для всех ученых, независимо от происхождения, религии или культуры. Хотелось бы также напомнить, как Ватиканская Библиотека поддерживает связи с учреждениями и учеными во всех странах, по обращенным к ней заявкам или по собственной инициативе. Работа в Ватиканской Библиотеке позволяет вкусить универсальность культуры и понять, как культура облегчает обмен, сближение, общие научные усилия.

Что означает быть префектом Ватиканской Библиотеки?

Эта должность подразумевает руководство этим крупным учреждением, со всеми его структурами, секторами, комиссиями. В настоящий момент ведутся реставрационные работы, и мы призваны содействовать тому, чтобы они шли быстрым ходом, по плану, чтобы во всех аспектах это служило ее успешному открытию. Прежде всего, я чувствую, что эта должность связывает меня с другими людьми -- мужчинами и женщинами, которые работают в библиотеке, около ста человек. Это – мой народ, моя семья. Я осознаю, это -- большая ответственность. Не всегда легко принимать решения, касающиеся людей, и отвечать за последствия. Однако, с тех пор, как я прибыл в Ватиканскую Библиотеку, я не только познакомился с ее средой, с традицией высокой библиотечной компетентности, но и осознал, что эта среда состоит из преданных, заинтересованных людей, захваченных миссией и служением библиотеки. В основном, это – позитивный опыт, несмотря на явные трудности, проблемы и изменения, которые надлежит провести. Нам помогает и группа волонтеров. Префект Ватиканской Библиотеки чувствует и знает, что его поддерживают и ему помогают. За это я очень благодарен всем. Я знаю, что это всегда приносит плоды для всего учреждения и его успешного функционирования. Совершенно естественно, чтобы в библиотеке Папы действовало Божественное Провидение; я ощутил это, когда начал исполнять обязанности, которые считал и продолжаю считать выше моих способностей. Но делу Провидения содействуют многие, кто работает с самоотдачей, в позитивном духе, с любовью и деликатным свидетельством веры. Учреждению, которое поощряет ответственность и энтузиазм многих, удается стимулировать и изменить даже тех, у кого меньше энтузиазма.

Ваши обязанности занимают много времени?

Не нужно считать мои рабочие часы. Ведь со мной – немало сотрудников, которые охотно исполняют свои обязанности. Можно сказать, работы так много, что, казалось бы, ее никогда не закончить. Но в то же время хороший корпоративный дух, наряду с компетентностью и трудолюбием, позволяют все доводить до конца, в разных аспектах библиотечной работы.

В чем же заключаются эти аспекты?

Речь идет об обычных аспектах деятельности любой библиотеки. Мы занимаемся новыми приобретениями, каталогизацией, фотографическими репродукциями, хранением и реставрацией, выставками. Исследовательский персонал занимается специализированными каталогами. Ватиканская Библиотека разделена на три департамента: рукописи, печатные издания и нумизматический кабинет, каждый из которых может быть разделен и на более мелкие секции. Затем, имеются фотографические и реставрационные лаборатории, отдел информатики и целый ряд весьма полезных услуг секретариата.

Можете ли Вы рассказать о себе?

Я родился в 1950 году в коренной миланской семье, трудолюбивой и гармоничной. В детстве посещал приход святого Мартина в Виллапиццоне, после чего поступил в семинарию, намереваясь окончить лицей. 35 лет тому назад, 8 января 1974 года, кардинал Джованни Коломбо рукоположил меня во священника в миланском кафедральном соборе. Предстоятели не могли решить, отправить меня изучать высшую математику или святоотеческое наследие. В конце концов, было выбрано второе.

Для этого вы приехали в Рим?

В Риме я посещал Папский восточный институт, изучая греческих отцов Церкви. Я также слушал курс Энрики Фоллиери, византолога в римском университете Ла Сапиенца. Под ее руководством я смог заняться тем видом исследований, о котором мечтал со времен лицея, т.е., критическими изданиями и изучением рукописей. В то время в мою жизнь вошли двое Святых, больше всего повлиявших на мою жизнь. Я редактировал издание Жития Филиппа из Агиры, византийского Святого, очень почитаемого на Сицилии, как раз в Агире в провинции Энны, а также покровителя Зеббуга на Мальте. Благодаря святому Филиппу мне довелось посетить Мальту и познакомиться с ее замечательным народом и очаровательным итало-семитским языком. Вторым Святым был Амвросий Медиоланский. Любопытно, что к нему я приблизился через посредство восточных Отцов Церкви. Именно монс. Джакомо Биффи, ныне кардинал, курировавший издание полного собрания сочинений Святого в издательстве Читта Нуова, попросил меня заняться изданием тома, посвященного свидетельствам, связанным со святым Амвросием в византийском мире.


Дон Адриано Каприоли, нынешний епископ Реджио Эмилии – Гуасталлы, попросил меня прочитать краткий курс по патрологии для новоначальных и послушниц Святой Марии Горной, близ Варезе. Затем группа пополнилась и другими монахинями: всеми тридцатью затворницами древнего монастыря, основанного на отшельническом опыте святых Екатерины и Юлианы во второй половине XV века -- в тот же период, когда возникла Ватиканская Апостольская Библиотека.
Меня попросили рассказать о святом Амвросии, из духовности которого затворницы черпали основы для своей жизни. Это побудило меня ближе познакомиться с ним. С их осведомленностью, духовным опытом и любовью к святому епископу, они помогли мне раскрыть богатство его личности и творений. Со временем я почувствовал себя у монахинь «как дома», во имя святого Амвросия рождались разные инициативы, включая учреждение в 2003 году Академии святого Амвросия при Амвросианской Библиотеке. После того, как я перешел из Милана (из Амвросианской Библиотеки) в Рим (в Ватиканскую Библиотеку), я не раз слышал, что монастырь Св. Амвросия -- мой дом в Миланской епархии; сестры оказывают гостеприимство каждый раз, когда приезжаю. Я не оставил амвросианского обряда, в котором так красиво служат монахини. В Ватикане, в часовне префекта Апостольской Библиотеки, в будние дни я совершаю Мессу согласно обряду моей епархии.

Что вы вспоминаете о своей преподавательской работе?

После трех лет учебы в Риме, с 1977 года я преподавал греческий язык, а в течение года также и латынь, в лицее миланской семинарии, но прежде всего -- патрологию в духовной семинарии Саронно. Затем, в 1986 году меня призвали в Амвросианскую Библиотеку: сначала как доцента, потом как заместителя префекта. За год до этого там начались реставрационные работы, которые длились до 1997 года. Кажется, моя участь – жить в библиотеках, где идет реставрация.

До сих пор мы беседовали об интеллектуальном измерении вашего служения, а теперь расскажите о пастырском.

Когда я преподавал в семинарии и потом, когда я стал работать в Амвросианской Библиотеке, было нормальным вести и пастырскую работу в некоторых приходах епархии. Разумеется, это ограничивалось выходными днями, субботой и воскресеньем. Итак, с 1977 по 1985 год я был в Кастано Примо, недалеко от Тичино, где сотрудничал со священником Паоло Кортези, ставшим впоследствии секретарем кардинала Мартини. Он помогал в пастырском центре (оратории) для юношей, я окормлял такой же центр для девушек, которым управляли салезианцы. Их духовность я снова нашел в Ватикане, унаследовав место салезианца Раффаэле Фарины, ныне кардинала, Архивариуса и Библиотекаря Святой Римской Церкви. Девять лет я провел в Булгарограссо, близ Аппиано Джентиле, помогая в оратории отцу Паоло, а также отцу Доменико, пожилому приходскому настоятелю, полному энергии. В оратории Кастано, благодаря отцу Паоло, я понял, настолько важно слушать людей, посвящать им свое время, содействовать их духовному росту, и пытался следовать его примеру и в последующих назначениях, вплоть до последних двух в Сесто-Сан-Джованни: около десяти лет в приходе святого Иосифа, а потом в приходе Искупителя. Я был свидетелем того, как зарождались семьи и некоторые призвания к посвященной жизни. Когда я прибыл в Рим, я навещал эти приходы. Я думал, что подлинные отношения не увядают; так и случилось. Я нахожу прекрасным, что отношения со многими людьми из тех мест остаются живыми и подлинными -- благодаря письмам или электронной почте, а может быть, просто потому, что истинное остается. Благодарю Провидение, что и в Риме, в Ватиканской Библиотеке, завязываются новые отношения, иные, но, я надеюсь и думаю, столь же богатые и подлинные. С тех пор, как я приехал в Рим, я сотрудничаю, хотя и нечасто, с приходом Святой Марии Утешительницы в Казаль Бертоне, титулярным храмом бывшего кардинала Ратцингера, где я и совершаю воскресную Мессу.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Радио Ватикан

 

 

Подробнее

 

2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

������.�������