Новости за 21 Август 2009


Об инициативе введения в государственных средних школах предмета "Духовно-нравственное воспитание". Заявление Совета атеистов Рунета

Заявление Совета атеистов Рунета
Об инициативе введения в государственных средних школах
предмета "Духовно-нравственное воспитание"

После многолетних попыток религиозных организаций России протащить в школу религиозные предметы, руководство государства в лице президента и министра образования, наконец, сформулировало свой подход к этому вопросу.

В озвученных инициативах радует только одно: власти вспомнили о существовании неверующих граждан, в том числе школьников, и признали их право заменить изучение религиозных предметов курсом светской этики. В остальном же, проект предмета "Духовно-нравственное воспитание" вызывает серьезную озабоченность.

Разделение школьников по конфессиональному признаку, планируемое в рамках этого предмета, да еще в раннем возрасте, безусловно, приведет к обострению конфликтов между верующими разных конфессий, а также между верующими и неверующими.

Отсутствие в списке изучаемых по выбору религий языческих религий, неправославного христианства, восточных религий и других верований, является дискриминацией исповедующих эти религии, в то время как ввести эти религии в качестве альтернатив при изучении данного предмета, по всей видимости, технически невозможно.

Да и предлагаемые шесть вариантов далеко не всегда осуществимы в реалиях нынешней школы. Это, скорее всего, приведет к давлению школьной администрации на родителей с целью принудить тех выбрать один вариант для всего класса. В этом случае, без сомнения, в качестве такого единого варианта будут проталкиваться так называемые "традиционные" религии. В результате мы придем опять-таки к навязанному преподаванию религиозного предмета.

Наконец, введение нового обязательного предмета в школьную программу приведет либо к увеличению и без того немалой нагрузки на учащихся, либо к сокращению часов, отводимых на другие предметы.

Таким образом, данное половинчатое решение, принятое явно в качестве уступки все усиливающемуся давлению клерикалов, не принесет и не может принести позитивных изменений в сферу образования. Единственный достойный светского общества путь решения данного вопроса – строго соблюдать принцип отделения школы от религии и ограничить религиозное образование рамками учебных заведений, создаваемых заинтересованными религиозными организациями за свой счет и на добровольной основе.

Подробнее

Чекистская битва с греко-католиками.

Владимир ТольцВладимир Тольц

Беседа с пресс-секретарем предстоятеля Украинской греко-католической церкви кардинала Любомира Гузара в программе «Разница во времени»

Владимир Тольц: Во время вызывавшего значительный резонанс в мировых СМИ пастырского визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину в Австрии на сайте католического информационного агентства "Kathpress" был опубликован немецкий перевод неизвестного ранее широкой общественности письма Никиты Сергеевича Хрущева Иосифу Виссарионовичу Сталину. "Kathpress" предварил эту публикацию броским заголовком. "Эксклюзив. Сенсационный документ из секретных архивов ЦК КПСС, делающий наконец-то ясным: Сталин распорядился о ликвидации". Речь идет о ликвидации Украинской греко-католической церкви, традиционно именуемой православными, а за ними и представителями советской власти "униатской".

Украинская греко-католическая церковь любезно предоставила нам русский текст оригинала этого документа. Он помещен на сайте Радио Свобода. Для тех, кто не имеет доступа к Интернету, процитируем отрывки из этого письма Хрущева Сталину (оно датировано 12 декабря 1945 года):

"Будучи в Москве, я Вас информировал о проведенной работе по разложению униатской церкви и переходу униатского духовенства в православную церковь. В результате проведенной работы из числа униатского духовенства образовалась "инициативная группа"…"

Владимир Тольц: Далее Хрущев сообщал, что "инициативники" прислали в Совнарком Украины письмо "о положении греко-католической церкви в Западной Украине", а также свое, еще не отправленное адресатам письмо греко-католическому духовенству, которое они намерены разослать после того, как власть санкционирует существование "инициативной группы".

"При вручении документов работнику НКВД, который назвался референтом по делам вероисповеданий при СНК УССР, Даниленко, они просили при положительном решении вопроса письмо в Совет НК не публиковать, пока они второй документ не разошлют всему духовенству по епархиям. Все документы составлены церковниками, в редактировании их наши люди никакого участия не принимали. Посылаю вам текст нашего ответа. Считаю, что следует согласиться с их просьбой предоставить им возможность разослать письмо духовенству греко-католической церкви, после этого опубликовать эти документы в газетах западных областей Украины. Мы разрешили 0республиканским газетам ввести сменные полосы для населения западных областей Украины, в которых также можно опубликовать эти документы. Прошу ваших указаний".

Владимир Тольц: Скажу несколько слов об "эксклюзивности" процитированной публикации,1 которой так гордится "Kathpress". Как явствует из рассекреченных ныне материалов, хранящихся в архиве Службы безопасности Украины, Украинская греко-католическая церковь и ее духовенство стали объектом пристального внимания и оперативной разработки органов безопасности сразу после присоединения Западной Украины к СССР. А в 1940 году был разработан план ликвидации греко-католической церкви, утвержденный в январе 1941-го в Москве Лаврентием Берия. Тогда же, в 1941-м, впервые оказывается под контролем НКВД и Гавриил Костельник – священник и богослов, идеолог присоединения украинских греко-католиков к Русской православной церкви и глава упомянутой в письме Хрущева "инициативной группы".

Утвержденный Берия план предусматривал прежде всего пресечение связи украинских греко-католиков с Ватиканом. Сталин иронически вопрошавший, сколько дивизий у Папы Римского, не мог терпеть власти Папы и его духовных "дивизий" на территории, которая отказалась под его, Сталина, властью с 1939 года! Ясно, что за планом уничтожения стоял все тот же Сталин. Но, как утверждают некоторые католики и греко-католики, до сих пор документов, прямо свидетельствующих о причастности кремлевского вождя к уничтожению украинской греко-католической церкви не публиковалось. В этом и состоит "сенсационность" публикации "Kathpress".

Похоже, это утверждение не вполне верно… Я не специалист по церковной истории, однако могу припомнить, что некоторое время назад было опубликовано другое письмо Хрущева Сталину, датированное 1949 годом, - докладная записка о завершении ликвидации греко-католической церкви в западных и закарпатской областях УССР. Из приложенной к докладной справки явствует, что чекистский разгром "униатской" церкви – именно госбезопасность являлась "движком" этой операции – колоссально, но временно расширил "владения" Русской православной церкви. Если до "ликвидации унии" под ее омофором находилось 175 церквей в Западной Украине и еще 160 в Закарпатье, то на 1 сентября 1949 года Русская православная церковь числила за собой 2789 церквей в западно-украинских областях и еще 268 в Закарпатье. Но тот же документ содержит в себе и скрытое предвестье следующего удара, который придется уже по православной церкви.

Если до разгрома униатов на одну церковь приходился один священник (иногда и два), то в 1949-м количество церквей более чем в два раза превысило количество священников в них. Сокращение произошло за счет греко-католического духовенства. О том, куда делись эти священники, повествуют рассекречиваемые сейчас дела Службы безопасности Украины. Существенные направления - тюрьма и ссылка. Но, как показало дальнейшее, путь туда не был заказан и перешедшим в православие…

Ну, а возвращаясь к декабрьскому (1945 года) письму Хрущева Сталину, замечу, что важно понимать: рисунок выработки и принятия решения о ликвидации Украинской греко-католической церкви не был однолинеен ("инициативная группа", органы госбезопасности, Хрущев, являвшийся в ту пору председателем Совнаркома Украины, и утверждающий все Сталин). На нашем сайте мы публикуем декабрьские, того же 1945 года, письма патриарха всея Руси Алексия Первого председателю Совета по делам Русской православной церкви, полковнику госбезопасности Георгию Карпову. Из них явствует, что Гавриил Костельник поставлял информацию о "работе по разложению" греко-католической церкви не только в "органы", но и главе РПЦ, который, в свою очередь, через Карпова доводил свои соображения по этому поводу до Сталина. Таким образом, решения по "проблеме униатов", которые принимал не самый успешный семинарист Джугашвили, опирались на основательную церковную экспертизу…

О недавно опубликованном хрущевском письма мне довелось побеседовать с отцом Игорем Яцивом, пресс-секретарем предстоятеля Украинской греко-католической церкви, кардинала Любомира Гузара.

Игор Яцив: Важный момент, который следует из этого письма, важный момент тот, что письмо показывает и иллюстрирует, что само создание "инициативной группы", как его ранее преподносили, создание этой группы не шло из инициативы самого духовенства, греко-католического, а все-таки было инспирировано властью советской. Потому что письмо четко дает это понять: "инициативная группа", сообщает Хрущев, и существует, она ждет ваших указаний, она ждет вашего благословения (языком церковным), чтобы начать следующие какие-то шаги. Это важный момент, который нужно учесть из этого письма.

Владимир Тольц: Да, то, что создание "инициативной группы" - не инициатива самих "инициативников" очевидно! И чья это инициатива – тоже ясно. После знакомства с документами, хранящимися в архиве Службы безопасности Украины, могу сообщить, что упомянутый Хрущевым Даниленко, назвавшийся референтом по делам вероисповеданий при Совнаркоме Украины, на самом деле был подполковником государственной безопасности Сергеем Кариным, заместителем начальника 4-го управления НКГБ УССР, длительное время занимавшимся "оперативной разработкой" Гавриила Костельника. Вот откуда "ноги растут"!..

Но я попрошу отца Игора рассказать слушателям об "инициативной группе" чуть подробнее.

Игор Яцив: Что до "инициативной группы" как таковой, в узком понимании это три греко-католических священника – Костельник, Мельник и Пельвецкий. Два следующих из-за того, что они были в неженатом состоянии, они, что важно также учесть, говоря уже о так называемом "псевдособоре 1946 года", были возведены епископами Русской православной церкви в сам епископов. То есть они уже не псевдособоре в 1946 году во Львове были в ипостаси епископов. Костельник, которых был лидером этой "инициативной группы", он был женатым, и потому он не мог стать епископом, но он все-таки был лидером этой "инициативной группы". Его судьба очень печальна, потому что при не расследованных обстоятельствах (приписывали это каким-то, как это традиционно бывало, буржуазным националистам) он был убит прямо на улице, около храма Преображения Господня, где он служил как священник.

Владимир Тольц: Позволю себе еще один короткий комментарий. Версию об убийстве Костельника как "как террористическом акте со стороны украинского националистического подполья или агентуры Ватикана" обнародовал в свое время Совет по делам Русской православной церкви. Поддерживал ее и Патриарх Алексий Первый. Но, просмотрев теперь дела, связанные с разработкой Костельника "органами", я думаю, что тут, как в объявлениях об обмене квартир, "возможны варианты".

Судите сами: советская госбезопасность зацепила Костельника еще до войны, арестовав под видом милиции его сына. Сына, как явствует из справок НКВД, расстреляли в том же году, но Гавриилу Костельнику об этом не сообщили, а продолжали "работать" с ним, обещая сына найти. Агентурные данные свидетельствовали об антисоветских настроениях Костельника. Но он нужен был, как основной рычаг развала Греко-католической церкви. С этой задачей в 1946-м справились. Пытались его использовать и в налаживании контактов и оперативной игре с Украинской повстанческой армией. Неудачно. Ну, что оставалось?..

О том, что произошло после принятия решения по письму Хрущева, мне рассказывает отец Игор Яцив, пресс-секретарь предстоятеля Украинской греко-католической церкви, кардинала Любомира Гузара.

Игор Яцив: После письма начала действовать эта "инициативная группа". Был созван так называемый собор, псевдособор, Синод, где были в большинстве только священники, греко-католических эпископов как таковых вообще не было. Почему мы называем его псевдособором, потом что все греко-католические епископы во главе с Иосифом Слепым, тогдашним главой нашей церкви, были еще в 1945 году арестованы, каждый проходил свое судебное следствие и был в той или иной мере наказан, то есть были сосланы в Сибирь, Казахстан, кто куда. Потому мы и называем это псевдособором, потому что собор Синода важен, он созывается, и в нем принимают участие епископы. В этом случае это, скорее всего, было просто какое-то заседание, которое Русская православная церковь, советская власть преподнесла как собор, на котором греко-католики большинством голосов проголосовали за ликвидацию унии как таковой, которая была заключена в 596 году, и за добровольное воссоединение с Русской православной церковью.

Владимир Тольц: И какие же последствия это имело?

Игор Яцив: Как следствие Греко-католическая церковь в Советском Союзе перестала существовать. То есть она существовала на нелегальном статусе, она была в катакомбах, как мы это называем. То есть она жила, были новые епископы. Действовали подпольные семинарии, в эти семинарии приходили новые и новые кандидаты. И, живя светской жизнью, жили и монахи, и монахини. То есть церковь жила, она имела все свои составляющие части, то есть было духовенство, было монашество, и были миряне. Богослужения осуществлялись в домах частных или в лесах, или ночью, тайком пробирались в закрытые храмы и там служили. Храмы в Советском Союзе были закрыты, только некоторые открыты. В моем случае, где я вырос, один храм на целый сельский совет, то есть один храм на шесть деревень, и все мы должны были ходить в этот только один храм. Храм в моем селе был закрыт, и на нем висела табличка, что это музей какой-то.

В таком виде жила церковь в годы подполья, то есть от 1946 года и до 1989-го. В 1989 году Горбачев хотел встретиться с Иоанном Павлом Вторым, папой римским, и, возможно, для такой встречи было выдвинуто требование, чтобы Греко-католическую церковь легализовали, то есть чтобы она имела возможность вольно, свободно жить в Советском Союзе. Что и было сделано официально – в 1989 году она вышла из подполья.

Владимир Тольц: Отец Игор, возвращаясь к письму Хрущева Сталину, признаюсь, что самым интересным в этой публикации мне показалось совпадение ее даты со временем пастырского визита патриарха всея Руси Кирилла на Украину. Случайно ли это?

Игор Яцив: Я знаю, что когда ты подчеркиваешь, что будешь говорить откровенно, это воспринимается, что ты будешь говорить не откровенно. Но я, на самом деле, буду говорить откровенно. Когда мне позвонили и спросили мой комментарий к этому факту, к этой публикации, я впервые узнал о такой публикации. И вообще, когда я разыскивал тогда этот документ, у кого же он все-таки есть в нашей церкви, то на первый момент это мне даже не удалось. То есть я позвонил нескольким людям, которые возглавляют разные церковные отделения, комиссии или направления жизни церкви, и никто из них не знал о таком письме. И в заключение я прокомментировал, что в нашем распоряжении пока этого письма нет. Хотя потом, когда уже появилась эта публикация, стало известно, что у одного из наших священников, на самом деле, есть ксерокопия этого письма, которую мы тогда опубликовали, ксерокопию, фотокопию мы опубликовали потом на нашем официальном сайте.

И поэтому я, на самом деле, хочу, чтобы вы понимали, я не знаю, откуда появилась эта инициатива в Австрии, мне трудно об этом говорить, но мы на Украине ничего в этом направлении, на самом деле, не делали, потому что о самом письме даже не знали.

Владимир Тольц: Ну, а как Украинская греко-католическая церковь отнеслась к визиту патриарха Кирилла? Как вы оцениваете ход и результаты этого визита?

Игор Яцив: Наша церковь во главе с блаженнейшим Любомиром, главой нашей церкви, Любомиром Гузаром очень спокойно отнеслась к этой инициативе главы Русской православной церкви. Он, как предстоятель своей церкви, безусловно, должен посещать своих верующих, должен идти к ним с пастырскими наставлениями. И до визита мы не комментировали этот визит или какие-то намерения. Потому что были разные вопросы: как вы оцениваете, это политический или не политический; как вы оцениваете, какую он принесет пользу, какие он принесет проблемы? Мы не спешили никаких оценок ставить, потому что не знали, с чем придет патриарх в Украину, было трудно говорить о позитивных или негативных моментах его визита.

Сейчас, уже за день до окончания этого визита, к сожалению, должны мы констатировать, что много все-таки было в этом визите политики и мало было пастырского визита. Это говорю не только я, это говорит общественность украинская, это говорят религиозные представители, не церковные даже люди, а люди, которые просто занимаются религией, изучают ее, которые являются просто религиозными экспертами или которые изучают в богословии эти проблемы. Сейчас мы можем, еще раз говорю, к сожалению, констатировать, что визит не был только пастырским, он более даже был политическим, нежели пастырским.

Постоянные обращения патриарха Кирилла к трем братским народам, что все мы едины и неподелимы… То есть трудно даже было понять, как патриарх оценивает состояние Украины сегодняшней, как независимого государства, этого народа, который есть на территории этого государства, то есть украинцы, как он это оценивает, когда постоянно человек говорит, что это три братских народа, и что границы – это некоторая историческая ошибка, и так далее, и так далее. На мой взгляд, с такими оценками приходить может политики из России или из другой страны, который хочет сохранить Украину в сфере влияния другой страны. А если это приходит духовный человек, глава церкви, он должен более обращать свое внимание ни на эти вопросы, а на вопросы все-таки духовные, вопросы моральные, вопросы, важные для его церкви, которую он возглавляет.

Владимир Тольц: Так считает отец Игор Яцив, пресс-секретарь предстоятеля Украинской греко-католической церкви, кардинала Любомира Гузара.

В заключение еще пара слов о разгроме Украинской греко-католической церкви, разгроме, который после его завершения советская власть стала именовать "воссоединением с православной церковью". Органами безопасности эта кампания была выстроена по образцу знаменитых чекистских операций 1937 года. Но продлилась дольше, превратившись в некую затяжную войну. Отдельные ее участники считают, что бои продолжаются до сих пор…

РАДИО "СВОБОДА", 8 августа 209 года,
программа "Разница во времени",
ведущий Владимир Тольц

  Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Портал-Credo

 

 

Подробнее

Письмо Н. Хрущева И. Сталину о способах уничтожения УГКЦ

Письмо Н. Хрущева И. Сталину о способах уничтожения УГКЦПисьмо Н. Хрущева И. Сталину о способах уничтожения УГКЦВ Австрии опубликовано неизвестное ранее письмо Никиты Хрущева Иосифу Сталину. Документ датирован 12 декабря1945 года (Хрущев возглавлял тогда Совет министров Украинской ССР) и содержит предложения о способах уничтожения Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ). Приводим текст оригинала, опубликованного на сайте Радио "Свобода".

ЦК ВКП (б)

Тов. Сталину И.В.

Будучи в Москве, я Вас информировал о проведенной работе по разложению униатской церкви и переходу униатского духовенства в православную церковь. В результате проведенной работы из числа униатского духовенства образовалась "инициативная группа"

Эта группа прислала в адрес Совнаркома следующие документы:

1. Письмо в Совет Нар. Ком. о положении греко-католич. церкви в Зап. Укр.

2. Письмо "Инициативной группы" по всему духовенству греко-кат. церкви. Этот документ они разошлют духовенству после того, как мы разрешим существование "инициативной группы".

При вручении документов работнику НКВД, который назвался референтом по делам вероисповеданий при СНК УССР, Даниленко, они просили при положительном решении вопроса письмо в Совет НК не публиковать, пока они второй документ не разошлют всему духовенству по епархиям. Все документы составлены церковниками, в редактировании их наши люди никакого участия не принимали. Посылаю вам текст нашего ответа. Считаю, что следует согласиться с их просьбой предоставить им возможность разослать письмо духовенству греко-католической церкви, после этого опубликовать эти документы в газетах западных областей Украины. Мы разрешили республиканским газетам ввести сменные полосы для населения западных областей Украины, в которых также можно опубликовать эти документы. Прошу ваших указаний

Если будут у Вас какие-либо сомнения по тексту униатских документов, мы сумеем, через нашего представителя, эти замечания внести.

Относительно нашего ответа "Инициативной группе", как Вы посоветуете, послать его за моей подписью, или же за подписью уполномоченного по делам русской православной церкви при СНК УССР.

Н.Хрущев

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Портал-Credo

 

 

Подробнее

Информационная атака на церковь «Свет пробуждения».

телеканал «Россия» обвиняет протестантовтелеканал «Россия» обвиняет протестантовВ Алтайском крае информационной атаке подверглась церковь христиан веры евангельской города Барнаула "Свет Пробуждения" (входит в состав Российской Церкви ХВЕ). На телеканале "Россия" в передаче "Вести. Дежурная часть" вышел репортаж с емким и кричащим названием: "Свет Пробуждения гасит кредиты".

При поддержке общероссийского телеканала инициаторами, чьи имена хорошо известны, на протестантов был выплеснут очередной ушат грязи. Если честно, удивляет даже не обилие выплеснутой лжи. В последнее время уже начинаешь привыкать к кричащим с пеной у рта лжепатриотам о необходимости сплотиться в борьбе против "инородного тела". Впечатляет другое: обвинения вышли за рамки традиционного перечня с зомбированием и промыванием мозгов, и перешли на качественно другой уровень.

С подачи алтайских "горе-апологетов" передача "Вести. Дежурная часть" выпустила в эфир непроверенный материал, представленный ведущим: "как секты вытягивают деньги из своих последователей". В ходе репортажа дрожащим голосом журналист Ярослав Ярославцев (автор этого "репортажа") поведал в стиле "А ля Кашпировский" леденящую душу историю, суть которой, по мнению автора, была в следующем.

Некая Ирина Юрина заключила личный договор с предпринимателем о получении у последнего займа на сумму 250 000 для выплаты денежного кредита, взятого ранее у банка для покупки квартиры. Гарантией возврата суммы предпринимателю, по договору займа, как раз и была та самая квартира гражданки Юриной. Казалось бы, обычная долговая история, которых сегодня тысячи на просторах России. Но, к этому моменту, Ирина стала прихожанкой церкви ХВЕ "Свет Пробуждения". Прихожанином этой же церкви был и предоставивший кредит предприниматель. А не является ли это хитросплетенной сетью сектантов по одурманиванию и отъему недвижимости? – обращается к телезрителям журналист, стремящийся внести свое представление финансово-религиозных отношений. Спрашивает, и сам отвечает – "Конечно!"

Дальше больше, и вот уже Ярослав Ярославцев вместе со странным персонажем без имени, представившемся детективом, специализирующимся на вызволении из "тоталитарных сект", при участии господина Дворкина (куда уж без него) распутывают мировой заговор с целью, как минимум обогащения сектантов. Для наглядности, умело смонтированный видеоряд показывает сюжет с человеком, отбывающим срок наказания за убийство православного священника, и считающим себя кришнаитом. Попытки кришнаитов оправдаться и указать, что данный человек не разделяет их вероучения, в расчет не признаются. Какая разница автору репортажа, что поэтому поводу думают кришнаиты. Не важно ему и то, что только в бреду можно разглядеть взаимосвязь между протестантской церковью и поклонением Кришне. Зачем вникать, ведь цель оправдывает любые средства. А цель очевидна. Необходимо сделать все возможное, чтобы создать образ врага – "зомбированного сектанта". Звучат внушительные цифры о количестве полученных сектантами денег от "одурманенных граждан" правда, уже не в Барнауле, а почему-то в Москве. Кстати, в репортаже, хотя этому как раз, и не стоит удивляться, снова нет даже намека на понятие: а что же такое "секта". Автор прекрасно понимает, что в этом случае ему придется попытаться объяснить, а на каком основании к их числу была причислена церковь пятидесятников.

Правдивость же опубликованных сведений пусть останется на совести автора. Теперь, степень "одурманенности" не только материалов, представленных в репортаже, но и возможно, его самого установит суд, куда и было незамедлительно направлено соответствующее заявление представителей церкви о факте клеветы и распространении заведомо ложной информации.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Портал-Credo

 

 

Подробнее

В Российской армии появятся штатные священнослужители

В Российской армии появятся штатные священнослужителиВ Российской армии появятся штатные священнослужители 200-250 штатных священнослужителей появятся в ближайшие полтора года в Российской армии; они будут представлять четыре религии, считающиеся в нашей стране традиционными: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Будут ли допущены в армию служители других конфессий, как будет регламентирована и обеспечена деятельность капелланов, получат ли они воинские звания? Во исполнение решения президента РФ при Генштабе создана рабочая группа, которая в сотрудничестве с представителями религиозных организаций должна дать ответы на эти и множество других вопросов, связанных с возрождением в России института военного духовенства.

О том, как продвигается решение этой проблемы, с какими трудностями сталкиваются разработчики новых законодательных положений, рассказал 20 августа на пресс-конференции в газете «Московский комсомолец» представитель военного ведомства -- начальник Отдела по патриотическому воспитанию и связям с общественными и религиозными организациями Главного управления воспитательной работы Министерства обороны РФ полковник Игорь Сергеенко.

От имени своих религиозных организаций поддержку введению института военного духовенства выразили: заместитель председателя синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, протоиерей Михаил Васильев, заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин и управляющий делами Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), епископ Константин Бендас. Последний настаивал на необходимости учитывать духовные потребности российских протестантов при разработке нового положения о военном духовенстве.

О. Михаил Васильев отметил, что рабочей группе при Генштабе будет на что опереться: в течение 20 последних лет около 2 тыс. православных священников уже наработали солидный «методический опыт», окормляя российских воинов, работая во внештатном режиме. Священник подчеркнул, что речь идет не о создании, а о возрождении института военного духовенства, который традиционно существовал в российской армии до 1917 г. Однако в новых условиях необходима длительная кадровая, организационная, законодательная подготовка деятельности капелланов. При этом основные параметры их работы сформулированы в «Концепции национальной безопасности РФ», в той ее части, которая касается «духовной безопасности», отметил зампред синодального отдела. По его словам, именно институт военного духовенства является реальным средством ликвидации угрозы «духовной безопасности», в частности, защиты от «опасной и целенаправленной деятельности деструктивных сект» в армии.

Кроме того, деятельность капелланов необходима для того, чтобы не лишать военнослужащих права на реализацию своих духовных потребностей, особенно – в отдаленных районах.

По сведениям о. Михаила, сейчас 63% служащих в армии считают себя православными. Эти данные подкорректировал полковник Сергеенко: 63% опрошенных военнослужащих заявили о себе как о верующих, из них лишь 10% можно считать «активными верующими». 87% от всех верующих -- православные, 13% -- мусульмане, 3% -- буддисты и 1% – иудеи, при этом выступавший уточнил, что эти данные являются приблизительными, и религиозная ситуация в армии нуждается в доскональном исследовании. По его словам, рабочая группа при Генштабе считает целесообразным присутствие штатного священника, если 10% личного состава воинской части заявляют о своей принадлежности одной из четырех «традиционных» религиозных организаций. С последним мягко не согласился представитель Совета муфтиев, который в целом выразил полное одобрение президентской инициативы. Дамир Гизатуллин уверен, что нельзя пренебречь религиозными потребностями не только 10%, но и «полпроцента» военнослужащих. Полковник Сергеенко заверил, что эти цифры являются приблизительными. В любом случае, общение военнослужащих со священнослужителем всегда будет происходить «на добровольной, человеческой основе», отметил он.

Предполагается, что поручение президента будет выполнено министерством обороны в два этапа: сначала, в 2009 г., полковые священники появятся в военных частях, дислоцированных за рубежом, и в Северо-Кавказском военном округе, где «потребность в духовности наибольшая». В 2010 г., как можно было понять, должность военного священника появится и в остальных армейских округах.

Журналисты уточняли: достаточно ли запланированных двух сотен штатных единиц священнослужителей на всю российскую армию, численность которой в реформированном будущем будет составлять 1 млн. человек? Полковник Сергеенко полагает, что на 630 тыс. верующих этого вполне достаточно, а о. Михаил добавил, что капелланы должны стать еще и организаторами внештатной работы местного духовенства в воинских частях.

На конкретные вопросы: о социальных гарантиях для военных священников, о средствах на строительство полковых и полевых храмов, мечетей, дацанов и синагог, о сроке, к которому должен быть подготовлен документ рабочей группы Генштаба – представитель Минобороны ответить затруднился, ссылаясь на то, что аналитики из этой группы только приступили к работе. Что касается статуса военных священников, то И. Сергеенко считает более подобающим для них не офицерские погоны, а духовный сан. «Военный священник должен быть гражданским лицом. Он служит Богу и не может иметь другого сана, кроме священного», -- сказал он, из чего можно было заключить, что на капелланов не будут распространяться социальные льготы, положенные военнослужащим

Иного мнения придерживается епископ Константин Бендас. По его словам, в среде евангельских христиан считается, что военным священникам стоит присваивать офицерское звание, которое они должны получать «не из-за их духовного сана, а достигать новых воинских званий своей службой, своими заслугами». Представитель РОСХВЕ от имени своей конфессии однозначно высказался за восстановление института военного духовенства, назвав эту инициативу «крайне важной». Однако главная мысль в его выступлении – это проблема соблюдения права на духовную поддержку военнослужащих, не относящих себя к Русской Православной Церкви, в частности, старообрядцев, католиков и протестантов. По данным К. Бендаса, на сегодняшний день не менее 3% военнослужащих в РФ являются протестантами. Он подчеркнул, что вероучение абсолютного большинства российских протестантов (85-90%) не запрещает им брать в руки оружие, принимать присягу. По его словам, есть только одно (не названное им) направление протестантизма, которое не приемлет оружия, и поэтому его последователи избирают альтернативную службу.

Что же касается проблем духовной безопасности и присутствия в войсках религиозных организаций, которые о. Михаил называет «деструктивными», то это проблема службы безопасности, а отнюдь не религиозных деятелей, отметил К. Бендас. Он убежден, что российских протестантов необходимо привлечь к диалогу в рамках разработки положения о военных священниках.

Это выступление было воспринято представителем Московского патриархата в штыки: позволив себе усомниться в епископском сане предыдущего выступавшего, он упрекнул его в незнании реальной ситуации с призывниками. По словам о. Михаила, «постоянные проблемы» возникают у призывных комиссий именно «с ребятами с затуманенными мозгами, из деструктивных сект и прежде всего – пятидесятнических». Таких призывников приходится долго убеждать, что присяга не противоречит их религиозным убеждениям. Священник выразил надежду, что министерство обороны РФ «не позволит включить в состав представленных в армии традиционных организаций народов России эту нетрадиционную и не представленную широко, возникшую в постсоветское время религиозную организацию».

Поясняя свою позицию корреспонденту «Благовест-инфо», о. Михаил отметил, что отказ от оружия и принятия присяги является типичным для представителей пятидесятников, адвентистов и баптистов и, по его сведениям, носит массовый характер. Священник уверен, что такой «отказ от выполнения своих гражданских обязанностей» является следствием того, что «кто-то замутил мозги» молодым людям, которые «к призывному возрасту оказались выключенными из национальной обороны и безопасности». Причем, по мнению о. Михаила, такая «страшная метаморфоза» происходит с молодыми представителями названных деноминаций именно в России, тогда как в западных странах протестанты не отказываются от выполнения воинского долга. Зампред синодального отдела не рассматривает российских протестантов как «традиционное» религиозное течение и считает их слишком малочисленными, «не больше арифметической погрешности», а в вооруженных силах он не насчитывает даже 1% протестантов. «Моя позиция очень твердая и отражает мнение Русской Православной Церкви по этому вопросу», -- подчеркнул о. Михаил. На вопрос о том, кто именно будет определять список «деструктивных» религиозных организаций, которым заказана дорога в армию, он ответил: «Явно не мы. Церковь не собирается брать на себя функции инквизиции. Это должны делать органы военного управления».

Со своей стороны, полковник Сергеенко на тот же вопрос ответил на пресс-конференции весьма неопределенно, указывая на то, что в разработке данной проблемы сделаны лишь первые шаги. Тем не менее, он подчеркнул, что «человек в армии и его семья не должны чувствовать себя ущемленными», а введение института военных священников «предполагает обеспечение всех гражданских прав человека, оказавшегося на военной службе». Было отмечено также, что все вопросы, связанные с введением военного священства, будут обсуждаться открыто и гласно, с участием религиозных организаций.

Комментируя для «Благовест-инфо» разногласия, возникшие в ходе пресс-конференции, епископ РОСХВЕ Константин Бендас выразил обеспокоенность привнесением в армию «искусственного разделения конфессий на традиционные и нетрадиционные, на людей высшего и второго сорта». «Печально, если эта позиция придет в полевые условия, и военный священник, вместо окормления военнослужащих, поднятия их духа,… будет заниматься миссионерством в его худшей форме – то, что сейчас называют сектоведением, которое не имеет ничего общего с научной дисциплиной, а является безграмотной борьбой с инакомыслием», -- сказал собеседник агентства. По его прогнозу, доля призывников-протестантов в ближайшие годы может увеличиться с нынешних 3% до 10% за счет «демографической ямы» кризисных 90-х гг., когда российские протестанты, несмотря на общий спад рождаемости, «продолжали рожать детей». «Что мы будем делать тогда, если сегодня мы разделим молодых воинов, внесем в армию межрелигиозную напряженность и конфликты? Вот это как раз и может быть ударом по обороноспособности и, в конечном итоге, целостности нашей страны», -- поделился К. Бендас своими опасениями.

Градус возникшего на пресс-конференции напряжения снизил полковник Сергеенко, благодушно заметив: «Проблема не настолько уж злободневная, что если мы не введем сейчас военных священников, у нас вся армия развалится».

Юлия Зайцева

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 

источник : Благовес-Инфо

 

Подробнее

Первый секретарь представительства Ватикана переводится из Москвы в Гонконг

Первый секретарь представительства Ватикана в России монсеньор Анте ЙозичПервый секретарь представительства Ватикана в России монсеньор Анте Йозич

Первый секретарь представительства Ватикана в России монсеньор Анте Йозич покидает свой пост в связи с переводом в Гонконг, сообщает "Интерфакс-Религия".

На прощальном приеме в московской нунциатуре он поблагодарил собравшихся за сотрудничество и дружбу, особенно Русскую Православную Церковь в лице Патриарха Кирилла, епископов, священников и сотрудников Отдела внешних церковных связей, а также послов зарубежных стран и всех своих коллег.

С отдельной благодарностью отец Анте обратился к представителю Ватикана в РФ архиепископу Антонио Меннини.

"Я рад, что мне довелось работать в России и сотрудничать с монсеньором Меннини, - сказал он. - Этот человек показал мне пример того, как можно привносить добрые дела в наш мир, в отношения с другими конфессиями и государствами. Я уверен, что опыт, который здесь приобрел, поможет мне в моем служении в Китае".

Со своей стороны нунций выразил признательность своему многолетнему помощнику за служение на благо нунциатуры и России.

В заключение торжественной части собравшиеся в представительстве Ватикана исполнили по-русски православное песнопение "Многая лета".

Монсеньору А. Йозичу предстоит возглавить в Гонконге т.н. "Исследовательскую миссию" (Missione di Studio), которая является подразделением нунциатуры на Филиппинах, поскольку у Китая нет дипломатических отношений с Ватиканом. Упомянутая миссия была создана в годы премьерства Маргарет Тэтчер, когда Гонконг еще находился под протекторатом Британии.

Отец Анте проработал в России шесть лет, до этого он служил в Индии. Знает английский, французский, испанский, итальянский, русский, немецкий языки и хинди.

Его место в российском представительстве Ватикана в начале сентября займет 34-летний литовский священник Вивалдас Кулбокас, который в свою очередь будет переведен в Москву из посольства Ватикана в Нидерландах.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Благовес-Инфо

 

 

Подробнее

С 28 по 30 августа состоится встреча бывших студентов профессора Йозефа Ратцингера.

профессор Йозеф Ратцингер.профессор Йозеф Ратцингер.

РИМ - С 28 по 30 августа в богородичном центре Mariapoli (в Кастельгандольфо близ летней резиденции Римских Пап) состоится встреча бывших студентов профессора Йозефа Ратцингера. Кружок прозван, по-немецки, Ratzinger Schuelerkreis. В центе внимания летнего совещания будет тема миссии в экуменической перспективе. Папа возглавит заключительную Мессу 31 августа.

Речь идет о ставших традиционными встречах между Йозефом Ратцингером и его бывшими студентами; инициатива восходит к 1970-м годам, когда будущий Папа преподавал в университете в Регенсбурге. Когда в 1970 году Павел VI назначил богослова Ратцингера архиепископом Мюнхенским и Фрейзинским, студенты сначала считали, что ежегодные встречи не будут продолжаться, но оказалось не так. Так было и после 2005 года, когда кардинала Ратцингера избрали на вдовствующую римскую кафедру.
Бенедикт XVI заново выразил пожелание встретиться со своими бывшими студентами.

В прошлые годы обсуждались такие темы, как соотношения Евангелия и исторического Иисуса, в свете книги «Иисус из Назарета», Ислам, эволюционизм, вера и Священное Писание.

  Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Радио Ватикан

 

Подробнее

 

2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

������.�������