Новости за 14 Август 2009


Религия в школе: вопросы без ответов

Мониторинг СМИ Религия в школе: вопросы без ответовМониторинг СМИ Религия в школе: вопросы без ответов

Похоже, осуществление президентской инициативы идет семимильными шагами

Минобрнауки и Московская патриархия приступили к выполнению президентского плана по введению в школах страны предметов религиозной направленности. По данным «НГ», Церковь предлагает вводить новые предметы за счет иностранного языка, чтения и рисования. Между тем, как выяснила «НГ», задумки министров и священнослужителей не опираются на конкретные разработки, а эксперты на местах вообще сомневаются в успехе начинания.

Напомним: 21 июля сего года президентом России было объявлено о решении поддержать обращение Патриарха Кирилла и лидеров традиционных религий России ввести преподавание в школах основ религиозной культуры, включая православную.

Похоже, осуществление президентской инициативы идет семимильными шагами.

Вчера стало известно о подписании соглашения о сотрудничестве Отдела религиозного образования Санкт-Петербургской епархии и Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Стороны констатируют «свободное и добровольное приобщение детей к ценностям и традициям православной культуры». Преподавать курс дополнительного образования будут желающим учащимся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Епархия готова дать рекомендации и сотрудничать в экспертизе учебников.

Одновременно стороны намерены проверить склонность граждан к вероисповеданию различных религий. Что явится неким тестом на нравственность. «Исследование станет своеобразным барометром для родителей: желают ли они хранить традиционные семейные ценности, противостоять все более распространяющимся среди детей и подростков социальным отклонениям – наркомании, алкоголизму, половой распущенности, преступности, экстремизму, бродяжничеству», – отмечается в сообщении.

Министерство образования и науки тоже излучает оптимизм. Там уверены, что изучение шести новых дисциплин начнется с IV четверти в четвертых классах, то есть в апреле–мае 2010 года. «Это будут светские предметы, поэтому вести их будут светские учителя, преподающие близкую тематику (учителя истории, литературы, искусства), изъявившие желание. Они пройдут соответствующую программу повышения квалификации», – заверили «НГ» в министерстве.

Количество часов по новым предметам пока обсуждается. Но это будет отнимать у школьников не менее одного часа в неделю, а то и двух. Предмет будет включен в школьную программу. Заметим: и без того сильно перегруженную. Между тем, как утверждают в министерстве, «речь о замене одного предмета программы на другой не ведется». Где именно будет проводиться этот эксперимент, пока неизвестно: списка регионов нет, сказал «НГ» сотрудник пресс-службы ведомства.

«За счет чего, собственно, вводить новые предметы? – размышляет в беседе с «НГ» член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков. – Представители Русской Православной Церкви предлагают сделать это за счет изобразительного искусства, иностранного языка или литературного чтения...» Впрочем, замечает Кондаков, «мы сначала должны определиться, что, чему и как учить, какие основные цели введения этих курсов»: «На сегодняшний день я не готов отвечать на эти вопросы, они требуют научной проработки. Сейчас идет этап осмысления поручения президента».

Между тем в интернет-изданиях, со ссылкой на Московскую патриархию, появились сообщения: новые предметы потеснят-таки старые, в частности – уроки русского языка. Корреспондент «НГ» попросила прокомментировать эти слухи профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева. «Если это так, то это очень печально, – огорчился собеседник «НГ». – Такое ощущение, что Министерство образования объявило войну русскому языку и литературе. И ряд акций направлен на вытеснение этого мира из кругозора школьников: вот уже и в списках ЕГЭ литература исключена из обязательных предметов...»

Кураев против продвижения этой идеи Православной Церковью. Однако предлагает замену: «Нам все время говорили, что за счет регионального школьного компонента будут найдены эти часы, но не за счет урезания федеральных компонентов. А русский язык – это федеральный компонент. Можно было бы решить проблему за счет краеведения, природоведения, чего-то такого...» Кстати, протодиакон допускает появление в школе в качестве преподавателей священнослужителей: «Привлечение церковных специалистов может быть актом доброй воли со стороны школы, но не обязательно для нее».

В то время как Министерство образования и РПЦ демонстрируют готовность в сжатые сроки приступить к реализации президентской инициативы, регионы сомневаются в скорых переменах. Пресс-секретарь департамента образования Москвы Александр Гаврилов пояснил «НГ» ситуацию с «Основами православной культуры»: «Москва – поликультурный и многонациональный город. У нас есть школы с классами, где те дети из семей, исповедующих православие, даже не составляют большинство. Возникает сложный вопрос: как преподавать такой предмет? Второе: кто будет преподавать? Нет такой специальности учительской! Нет программ по курсу, методических рекомендаций для учителей, нет учебников... Кто войдет в класс? Священник? И что делать с детьми, семьи которых – нерелигиозные? Если родители против? Пока Конституцию никто не менял, а у нас Церковь отделена от государства. Коль скоро у нас образовательное учреждение государственное, то священнослужители пока там не могут преподавать. Говорить о введении такого курса пока преждевременно. Этот вопрос не проработан. Если будет принято на государственном уровне какое-то решение, то на следующий день педагоги не появятся – как минимум их надо учить пять лет».

Александра Самарина

14 августа

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Благовес-Инфо

 

 

 

Подробнее

У православных начинается Успенский пост

У православных начинается Успенский постУ православных начинается Успенский постВ пятницу, 14 августа, православные верующие вступают в период двухнедельного Успенского поста - единственного из постов, который посвящен Богородице. Он установлен в память успения (кончины) Божией Матери в 48 году н.э. Пережив своего сына Иисуса на 15 лет, Дева Мария провела все эти годы в подвигах молитвы и поста, поэтому празднику Успению у православных также предшествует постный период.

По строгости соблюдения Успенский пост приравнивается к Великому - в ближайшие две недели не дозволяется употреблять в пищу мясные, молочные и рыбные продукты. В субботу и воскресенье разрешено растительное масло, и лишь один раз за весь пост разрешается вкушать рыбу - в праздник Преображения Господня.

В 2009 году период поста окажется на один день длиннее, чем обычно, так как окончание постного времени (праздник Успения Богородицы) приходится на пятницу, из-за чего этот день будет также рыбным, а разговение будет перенесено на следующий день.

Первый постный день, 14 августа, совпадает с праздником Происхождения (или Изнесения) честных древ животворящего креста Господня. В народе этот праздник более известен как Медовый Спас. Праздник был установлен в IX веке в Константинополе, где ежегодно часть Креста Господня, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для отвращения болезней. В православных храмах в этот день выносят крест для поклонения и освящают мед. По народным приметам, на Медовый Спас улетают ласточки и стрижи, что считается первым знаком приближающейся осени, передают «Вести».

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Благовес-Инфо

 

 

 

Подробнее

Британские подростки смогут изучать Библию по игральным картам

Британские подростки смогут изучать Библию по игральным картамБританские подростки смогут изучать Библию по игральным картам В Британии в продажу поступила новая, христианская, версия любимой многими детьми этой страны карточной игры «Top Trumps», которая познакомит детей с библейскими персонажами и христианскими ценностями.

В колоде 35 карт. На некоторых из них символически изображены персонажи Ветхого Завета, например, пророк Моисей, сообщает «Интерфакс-религия» со ссылкой на британскую газету «Christian Today».

Далила, которая, согласно Писанию, остригла волосы Самсона и тем самым лишила его силы, изображена в виде парикмахера, а коварный египетский фараон, поработивший израильский народ, - в виде гангстера.

Колода также содержит специальные карты, предназначенные для отдельной игры, которая призвана выявить у участников знание десяти заповедей и десяти казней египетских.

 «Карты, помимо увлекательной игры, позволяют привить детям основы этики и веры на уровне, который они способны понять», - заявил автор игры «Testament Trumps» Стивен Стронгман, посетовав на то, что сегодня многие молодые люди плохо знакомы с Библией.

Новая версия игры уже получила множество положительных откликов, в том числе от Церкви Англии, один из представителей которой заявил, что «такая свежая интерпретация демонстрирует вечность библейских персонажей», а, например, сила Самсона или мудрость Соломона вдохновят ребят на чтение Библии. 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Благовес-Инфо

 

 

 

Подробнее

Мадонна устроила в Польше скандал

Мадонна устроила в Польше скандалМадонна устроила в Польше скандалНынешний тур певицы Мадонны богат на сюрпризы. Такое чувство, что организаторы специально так составили график гастролей, чтобы концерты певицы совпадали с весомыми праздниками и вызывали дополнительный повод посудачить на эту тему. 

Чего стоило одно только выступление Мадонны в Санкт-Петербурге, когда вся Россия праздновала день ВДВ! Но ничего — обошлось.

Теперь скандал разразился в Польше. Там Мадонна планирует выступить с концертом в ближайшую субботу, 15 августа. Накануне католики, депутаты и видные политики (в числе которых экс-президент страны Лех Валенса) выступили с категорическим протестом. Ведь феерическое шоу эпатажной Мадонны выпадает аккурат на религиозный праздник Вознесения Пресвятой Девы Марии и оскорбляет чувства верующих. Тем более в концертной программе Мадонны запланирован фирменный номер — появление распятой на зеркальном кресте.

Пока категорически настроенное население Польши задумывало акцию протеста, рядом с местом, где будет проходить концерт, планируют собраться тысячи людей с транспарантами, чтобы «перепеть» Мадонну религиозными песнями — поклонники певицы решили ее поддержать. Так, на одном из центральных городских мостов Варшавы появился огромный плакат с изображением Мадонны в образе Девы Марии.

- Полотно размеров 500 квадратных метров разместили над одной из центральных трасс города, -  передает польский телеканал TVN24.

В Варшаве эту новость сегодня обсуждают целый день. Нейтральная публика гадает: какой метод ответа поклонникам Мадонны выберут поклонники Девы Марии на этот раз?

Раиса Мурашкина

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Благовес-Инфо

 

 

Подробнее

IX Пленарная ассамблея Федерации епископских конференций Азии

IX Пленарная ассамблея Федерации епископских конференций АзииIX Пленарная ассамблея Федерации епископских конференций Азии

Центральное место Евхаристии и внимание к бедным стали лейтмотивом речи кардинала Фрэнсиса Аринце, легата Его Святейшества на IX пленарной ассамблее Федерации епископских конференций Азии, открывшейся 11 августа в Маниле. Тема съезда -- «Жить Евхаристией в Азии»; он продлится до 16 августа. Обратим внимание на слова кардинала Аринце.
«В условиях неимоверного экономического и технологического развития Азия видит свой народ бедным и страдающим, притесненным и подавленным, бездомным и нуждающимся». Такими словами кардинал призвал всех к переосмыслению контекста, в котором живет Церковь на континенте, где сосредоточено 60 процентов всего рода человеческого и который, к сожалению, поражен разными стихийными бедствиями. Евхаристия – это духовное благо Церкви, благо, нас изменяющее. «Жить святой Евхаристией означает нести Иисуса бедным Азии». «Евхаристия обязывает нас служить бедным». Блаженная
Мать Тереза Калькуттская и ее сестры «живут преобразующей силой Евхаристии». Именно эта сила -- говорит Фрэнсис Аринце -- должна побудить нас «искать способов, как помочь бедным выйти из состояния нищеты и жить как можно более достойной человеческой жизнью». «Бог не хочет (цитата из Gaudium et Spes), чтобы некоторые присвоили блага этой земли, создавая оазис наслаждения и безудержного потребительства в то время, как большинство остается в пустыне нужды и лишений».
Второй пункт, который осветил кардинал Аринце, - это «важность единства между Папой и епископами, затем – между самими епископами, священниками, мирянами, посвященными лицами». Помимо этого, иерарх обратил внимание на отношения с другими людьми -- «с другими христианами, с которыми мы еще не находимся в полном церковном общении, и со множеством людей других религий». «Совершение святой Евхаристии – это не экуменическое служение», но «богослужение, требующее полного евхаристического общения». Следовательно, возможность причащения Святых Тайн христианином, чья религиозная община не является католической, - редка и строго подчинена условиям, поставленным Церковью в официальных документах. Когда же речь идет о мусульманах, индуистах, буддистах или приверженцах других религий, причастие, разумеется, невозможно. Кардинал Аринце также рекомендует не приглашать этих людей на наши богослужения, не объяснив предварительно их значения. И еще: «Евангелизация – это не прозелитизм».

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Радио Ватикан

 

 

Подробнее

Атеистический и христианский гуманизм: слова Папы комментируют Мартинез и Поссенти

Атеистический и христианский гуманизмАтеистический и христианский гуманизм

9 августа, в слове перед полуденной молитвой Ангелус, Бенедикт XVI подчеркнул глубокие расхождения между атеистическим гуманизмом и христианским. В частности, Папа напомнил о примере великих мучеников—таких, как Эдит Штейн и Максимилиан Кольбе, свидетели, «возлюбившие до конца». Слова Папы прокомментировал Сальваторе Мартинез из движения «Обновление в Святом Духе».

«Эдит Штейн принадлежит такое высказывание: «Быть Христовым означает отдать жизнь Христу»: именно в этом и заключается мученичество. Христианин – человек страдания и самопожертвования, который присоединяется к жертве Христа. Христианин – человек, «взятый в удел», потому что живет не сам по себе и не ради себя одного. Это – человек в постоянных взаимоотношениях, ибо чем больше он любит, тем полнее живет, чем больше отдает, тем больше получает, чем больше претерпевает несправедливость - мученичество, - тем больше он верен Тому, в Кого верит. Эдит Штейн говорила: если хочешь отдать что-либо другим людям, то необходимо сперва питать в себе духовную жизнь. Одна из проблем нашего времени состоит в том, что гуманизм становится все более хрупким, потому что он все больше оторван от Христа и от того, что принадлежит Христу. Где нет восхождения, там нет и воплощения, нет подлинной человечности, истинной жизни».


«Двадцатый век познал тоталитаризм идеологий, а сегодня мы находимся в клещах науки и техники. Поэтому я говорю о гуманизме, соразмерном человеку, который со смирением открывает, что безграничная свобода является началом ада, как пишет Платон в «Республике». Самое страшное рабство людей – это неумение определять границы собственной деятельности. Если бы человек поднял глаза, освободил себя от земных вещей, то он увидел бы, что существует небо и что надо приблизить это небо к земле. Вечное предназначение человека, заложенное в его душе, нужно освободить от тюрьмы гордыни».


Еще одну мысль озвучил профессор философии Венецианского университета Витторио Поссенти.

«Когда мы думаем об Освенциме, перед нами простирается пропасть отрицания, зла, основанного на принципе пренебрежения человеком, а пренебрежение человеком рождается от пренебрежения Богом. Предназначение человека … связано с предназначением Бога, поскольку человек создан по образу и подобию Божьему. Когда отправляешься от абсолютного атеизма, т.е. «анти-теизма», иными словами, от борьбы против Бога, то эта борьба очень легко превращается в борьбу против человека, в пренебрежение человеком. Здесь речь идет о сложной проблеме нигилизма, который имеет множество причин. Одной из этих причин и является атеизм, т.е. восстание против Бога. Существуют также важные философские причины нигилизма, также усложнившие проблему. Поэтому размышление Бенедикта XVI затрагивает широкое пространство двадцатого столетия, покрытое мраком».


Святейший Отец подчеркнул разницу между безбожным и христианским гуманизмом. Проф. Поссенти комментирует: «Это – еще один великий вопрос богословия и философии, основательно затронутый Папой, епископами, философами и богословами. Подумаем, например, об интегральном гуманизме Маритена или о драме атеистического гуманизма, о котором писал Анри де Любак. Что означает эта борьба против человека? Павел VI нашел очень синтетическое и точное выражение: «Без Бога человек может, несомненно, создать землю, но он создаст ее только против человека». То, что в начале было гуманизмом сомневающимся – речь идет о гуманизме эпохи Просвещения, пытавшемся облегчить участь человека, -- в период между XIX и XX веками стало атеистическим гуманизмом или, как было сказано выше – «анти-теистическим», производящим то, что противоположно задуманному. Может быть, вначале секуляризованный гуманизм и стремился к освобождению человека от зла, но потом он восстал против человека, как мудро и глубоко сказал Павел VI».

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Радио Ватикан

 

 

Подробнее

 

2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

������.�������