Новости за Август 2009


13 Август 2009

Папа обратился к эквадорскому народу по случаю 200-летия со дня его независимости

Папа обратился к эквадорскому народу по случаю 200-летия со дня его независимостиПапа обратился к эквадорскому народу по случаю 200-летия со дня его независимости

Бенедикт XVI заверяет эквадорский народ в своих молитвах. Папа обратился к этому южноамериканскому народу по случаю 200-летия со дня его независимости, посредством телеграммы на имя Его Преосвященства Рауля Велы, архиепископа Кито.


Святейший Отец выражает духовную близость народу Эквадора и молится, дабы «Господь щедро раздал обильные дары Cвоей благодати возлюбленным сынам этой благородной земли». «Верные великим человеческим и христианским ценностям», - пишет Папа, - эквадорцы «содействуют постоянному созиданию более братского, справедливого и солидарного общества». Учитывая немалые вызовы, с какими он должен справиться, Папа просит о том, чтобы народ Эквадора поддержала «вера в Божественное Провидение», ибо «человеку невозможно управлять собственным будущим без поддержки Всевышнего, начала и завершения всего».

В проповеди на святой Мессе, совершенной в ходе юбилейных празднований, архиепископ Кито остановился на энциклике Милосердие в истине, которая продвигает «благосостояние народов через посредство развития и труда, с порядочностью и ответственностью, в контексте, где преобладают справедливость и право, столпы подлинного, желаемого всеми мира». По случаю 200-летия Эквадора епископы этой страны огласили документ, в котором просят, чтобы «политика основывалась на морали и этике». «Следует подходить к будущему с оптимизмом, определяя то, что объединяет, и устраняя то, что разделяет». «Демократия, -- пишут епископы, -- должна стоять на основаниях истины, справедливости, свободы и мира».

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Радио Ватикан

 

 

Подробнее

Всемирный конгресс католических организаций по защите семьи

АМСТЕРДАМАМСТЕРДАМ

АМСТЕРДАМ – 10 августа в этом городе стартовал пятый Всемирный конгресс католических организаций по защите семьи. Тема мероприятия – «Современные семьи -- традиционные ценности». Конгресс завершает свою работу сегодня, 12 августа. Помощник секретаря Папского совета по вопросам семьи монс. Карлос Симон Васкез зачитал вступительный доклад, в котором, в частности, сказал: «Только семья может гарантировать подлинное воспитание и уважение ценностей», -- утверждая также, что католические организации, содействующие благу семьи, как никогда необходимы.
Прелат подчеркнул: «Церковь не может ставить семью на один уровень с индивидами или государством». «Естественная семья является источником и сокровищем общества, она нуждается в поддержке на всех уровнях».
В своем выступлении монс. Васкез привел многочисленные цитаты из энциклики Милосердие в истине, где Папа учит, что только семья «может гарантировать подлинное воспитание в духе человеческих ценностей, потому что в ней есть альтруизм и продолжительность во времени, необходимые для воспитательного процесса».
Названный конгресс представляет международную сеть организаций по защите семьи, в которую входят эксперты и активисты более чем из 60 стран мира, поставившие перед собой цель -- защищать семью как социальный институт. Она была основана в 1997 году в США при центре Хоуард по вопросам семьи, религии и общества. Прежние конгрессы состоялись в Праге (1997 г), Женеве (1999), Мехико (2004) и Варшаве (2007).

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Радио Ватикан

 

 

Подробнее

11 Август 2009

О проблемах католицизма сегодня. Беседа с главным редактором католической радиостудии "Дар" Петром Сахаровым

Петр Дмитриевич Сахаров - автор ряда научных трудов по мифологии, религии, искусству и литературе Южной Азии. Преподает литургику в Институте философии, теологии и истории св. Фомы и Свято-Филаретовском православно-христианском институте. Эксперт Литургической комиссии Конференции католических епископов России.

Перевёл на русский язык многие католические богослужебные тексты, включая некоторые литургические песнопения (в частности, Tantum ergo), а также ряд трудов христианских авторов (среди них книги Бернхарда Геринга, Поля Бошана, Ж.-М. Люстиже, Энтони Де Мелло). Участвовал в подготовке изданий на русском языке некоторых документов Учительства Католической Церкви (например, Катехизис Католической Церкви) и богослужебных книг римского обряда. Один из редакторов и авторов Католической энциклопедии.

Часть 1.

О чём болит голова у Бенедикта XVI?

Самая многочисленная в мире христианская Церковь – Римско-Католическая. Даже в России, где подавляющее большинство верующих исповедуют православие, 600 тыс. католиков.

Принципиальные различия в вероучении, не простые, а подчас трагические ситуации в истории взаимоотношений Православия и Католицизма не мешают нам, однако, интересоваться, чем живет Католическая Церковь сегодня в мире и нашей стране.

Ведь если смотреть на христианство в современном мире, оно все больше противопоставляется секулярному миру, а толерантность, по сути – запрет на открытое исповедание любой веры – становится "новой религией".

"Татьянин день": Петр Дмитриевич, если говорить о католической Церкви в целом, что сейчас самое актуальное? О чем болит голова у Бенедикта XVI-го?

Пётр Сахаров: Это для меня остается неясным, я не могу дать однозначного ответа... Проблемы очевидны. Я вспоминаю одну фразу из прогноза видного аналитика-ватиканиста Джона Аллена о том, что мы сейчас можем гадать, кто будет следующим Папой (это еще было при Иоанне Павле II ), но совершенно очевидно одно: этот Папа будет социально ориентированным и приоритетными будут социальные проблемы.

Я не могу сказать, что Бенедикт XVI совсем уж далек от социальной проблематики, но при нем она не в числе основных. Однако неделю назад вышла третья энциклика нынешнего Папы, и она посвящена именно социально-экономическим проблемам.

Вообще говоря, Бенедикту XVI не свойственны резкие шаги. Пока никаких "закручиваний гаек", которых ожидали, не было. Но и резких шагов в прогрессивном направлении тоже не было. Такой вот более-менее спокойный понтификат.

Конечно, кадровые решения принимаются постоянно: Папа очень сильно поменял состав Римской курии, но все равно наиболее значительные фигуры остались на заметных постах; существенных, радикально меняющих ситуацию перестановок, например, во главе каких-то ведомств, епархий – не было.

Многие ожидали, что сразу, в первых выступлениях Бенедикта XVI, после его инаугурации будут озвучены новые приоритетные направления, но и этого не произошло. Было подчеркнуто сохранение преемственности своему предшественнику. Это всегда, когда умирал очередной генсек, первое, что подчеркивалось – общее ведение партии остается неизменным. Например, когда умер Черненко, первая фраза была, что общая линия партии остается неизменной. Вполне понятно, что в любой структуре преемственность должна подчеркиваться.

С другой стороны, говорили, например, что Бенедикт XVI не такого мобильного склада, как Иоанн Павел II, который до последних лет катался на лыжах. Ратцингер тоже отличается хорошим здоровьем, но спортивным он никогда не был. Вот на фортепьяно играет – это его хобби. И кошек очень любит. Патриарх Кирилл собак любит, а он кошек. Извините, отойду от темы. Было много публикаций: как сложится судьба всего зверинца Алексия II. И как?

– Я думаю, они прекрасно дальше живут в Переделкино

– Никаких публикаций по этому поводу я не видел. Раньше говорили, что как следующий патриарх распорядиться, так оно и будет.

– Я знаю, что павлинов отдали в Софрино, они прекрасно гуляют по территории завода.

– Конечно, будет много желающих, если их раздавать будут

– Раз уж затронули избрание нового Патриарха Московского, в радикально-консервативных кругах говорят о его явных симпатиях к католицизму, говорят, что его духовник умер, свалившись к ногам Папы Иоанна Павла II и о том, что сейчас русская церковь стройными рядами пойдет кланяться к нынешнему Папе. Как Вы, как верующий католик, на это смотрите?

– Не пойдет – это раз. Он не был духовником, а, скорее всего, был наставником

–Он сам его называет духовником.

– Я этого не знал. Помню, что Кирилл, еще при жизни Митрополита Никодима, был очень выделявшимся среди всего епископата, как и сейчас. Думаю, что со времени Митрополита Никодима экуменические взгляды владыки Кирилла очень сильно менялись, эволюционировали – то точно. Но вы представьте себе иерарха Русской Православной Церкви, который начнет с симпатий католичеству!

–Насколько может измениться политика в отношении римской католической церкви, на Ваш взгляд?

– Не думаю, что она сильно изменится. Хотя прогресс, бесспорно, есть. Опять поляки метят на Москву?

– Произошли ли в католической Церкви в России какие-то изменения в связи с приходом нового Папы? И что изменилось в отношениях Ватикана с Россией?

– Это вопрос, на который довольно трудно ответить. Я не знаю, существует ли какая-то определенная политика Ватикана в отношении России. Если она и существует, то мы о ней ничего достоверно знать не можем, потому что нет никаких официальных документов, в которых она была бы отражена.

– А разве в отношении других стран публикуется?

– Нет. В том-то и дело, что мы можем только что-то реконструировать. Здесь действует несколько ведомств. Существует Папа, который, конечно, не может один в своей голове удерживать отношения со всеми странами и конфессиями со всеми тонкостями. Но, в принципе, помимо Папы есть, во-первых, секретариат Святого Престола по отношениям с государствами (фактически - МИД ) и, во-вторых, ведомство, которое называется "Папский совет по содействию христианскому единству". По идее, католическая Церковь в России должна в известной мере курироваться обоими ведомствами.

Я так понимаю, что между разными ведомствами Римской курии не всегда на все предметы существует консенсус, не всегда действия одного ведомства четко согласованно с другим. Какова эта политика, мы можем гадать, но официально она никак не формулируется.

Вообще взаимоотношения с Русской Православной Церковью у католицизма очень сложны. Очень непростые отношения с Российской Федерацией. Тут дипломатических отношений не было на протяжении многих лет.

Я не уверен, что Бенедикт XVI лучше относится к православию, однако точно сказать не могу. Со стороны Иоанна Павла II отношение к православию – отношение к православной духовности, православным церквям – в целом было очень хорошим. И особенно к русскому православию. Он им интересовался, постоянно проявлял интерес и любовь и демонстрировал его знание. Я знаю о семинарах, которые проводились в Риме в связи с памятью русского поэта и мыслителя Вячеслава Иванова, в которых он лично участвовал.

А, с другой стороны, в России и в русской православной среде существовали, на мой взгляд, некоторые мифы, набор клише, распространявшихся и на личности Иоанна Павла II и на католичество в целом. Католик в русском мифологическом сознании "католицкий держит крест и постами мясо ест". Я говорю о мифологическом сознании, потому что, конечно, присутствие католиков в русской культуре всегда было довольно значительным, они вполне вписывались, становились уже частью русского общества в XIX, XVIII веке: среди них, например, строители Петербурга – выдающиеся архитекторы многие другие. Исторические сложности в отношениях между Россией и Польшей, наложили здесь свой отпечаток: исторически-сложившийся образ – что поляки все время метят на Москву.

– Для Москвы это был не миф!

– Есть такое стихотворение Дмитрия Пригова:

Опять поляки метят на Москву
Понять их можно, ведь столица мира
Сначала Солидарность там и хунта
А после – прямым ходом на Москву

Как в сорок первом, но не оттягать

Теперь земель им исконних российских
Нет, дорогой товарищ Ярузельский
Москвы вам покоренной не видать

Написано еще в 80-е годы. Со свойственным Пригову стебом здесь обыграны основные русские мифы о поляках и Польше. И это здесь работало: многие считали, что за всем дружеским отношением Папы к русскому народу, к Русской Православной Церкви непременно кроется какой-то подвох. Плюс еще католическим епископом в Москву был назначен этнический поляк – Кондрусевич. И преодолеть эти прорастающие исторические мифы было очень трудно.

Но польский Папа Иоанн Павел II сменился немецким – Бенедиктом XVI, бывшим кардиналом Ратцингером, потом польский епископ сменился итальянским. Вероятно, действительно в переводе Кондрусевича из Москвы, назначение сюда другого человека, представляющего другой народ, была проявлена какая-то политическая мудрость. Я полагаю, что в целом отношения с Россией для Ватикана, для руководства Римской Католической Церкви никогда не были и, тем более, не являются сейчас каким-то приоритетным направлением.

Бенедикт XVI: возвращение к традициям

– И все-таки, в чем существенные отличия между предыдущим понтификатом и нынешним?

– Вообще, когда пришел Папа Бенедикт XVI, по его выступлениям и действиям было понятно, что есть существенная разница между ним и предыдущим Папой. Со стороны кажется, что Бенедикт XVI - человек более традиционалистских взглядов на христианство и, может быть, если можно так сказать, более близок к православию.

– Почувствовалось ли это изнутри? Как оценивают его личные предпочтения, личные взгляд на христианство ?

– Вы знаете, на этот счет существует много различных мнений. Бенендикт XVI, бесспорно, личность очень сложная. Действительно, в нем усматривали более консервативного, но на самом деле Иоанн Павел II тоже был очень консервативен по сравнению со своим предшественником. Здесь трудно навешивать ярлык: "реформист", "консерватор"... У Иоанна Павла II присутствовало и то, и другое. В чем-то он пошел значительно дальше своих предшественников, а в чем-то - наоборот.

Скажем, в Иоанне Павле II, первое, что бросается в глаза, – открытость ко всему и всем. Такого не проявлял ни один другой Папа. Иоанн Павел II постоянно путешествовал, встречался с людьми, общался. Он действительно обладал пастырским даром. Это был человек, который запоминал лица, имена, все, что человек ему говорил, и мог при следующей встрече назвать его по имени. Это был пастырь, знавший своих овец по именам. А с другой стороны, например, очень много из того, что до него начало разрабатываться, скажем так, для большей либерализации, было заторможено. Возьмем самые актуальные для католиков вопросы, к примеру, можно ли разведенному жениться второй раз. Работа по этому вопросу была приостановлена, т.к. Иоанн Павел II жестко стоял на прежней практике.

Между прочим, при, двух предшествующих Папах (правильнее было бы говорить о трех, но один из них был Папой всего 33 дня, поэтому мы говорим только о двух), были предоставлены очень большие возможности плодотворно трудиться в церкви тем священникам, которые оставили сан. Те священники, которые в какой-то момент поняли, что целибат – это не их путь, но хотели по-прежнему использовать свои знания и опыт на пользу церкви, при прежних Папах получили возможность стать полноценными мирянами. Теперь эти возможности вновь сильно приторможены. Далеко не всем таким священникам удается получить разрешение стать обычными мирянами и вступить в законный брак. Многие из них вынуждены в случае вступления в брак оказаться вне полного общения с церковью.

А та же проблема противозачаточных средств, решение которой, казалось бы уже все созрело. Вообще в вопросах теологии брака, пола, секса католическая Церковь сделала в начале второй половины XX века довольно большой шаг для того, чтобы отойти от гностических наслоений – отвержения плоти, когда все, что связано с сексом, однозначно воспринимается как мерзость. Я сейчас огрубляю, но это то, что несла вся Церковь: и на востоке и на западе, на протяжении многих веков, и до сих пор продолжает в заметной мере нести. При последних двух Папах опять наметился поворот в сторону традиционных взглядов на эти вопросы.

– А в других областях жизни?

– Например, Бенедикт XVI (не будучи, кстати, специалистом по литургике), периодически писал статьи на литургические темы, в которых проводил идеи того, что то, что было прежде, лучше, чем то, что католическая церковь получила в результате реформ. В этих работах очень много ценного, я их ценю за то, что автору явно небезразлично то, что происходит с богослужением сегодня. Сейчас наша церковь сильно страдает от повального литургического "пофигизма". Огромному множеству священников совершенно все равно, как служится месса, насколько это эстетично и даже канонически оправдано. В такой ситуации любое небезразличие ценно. В работах Бенедикта XVI очень очевидна одна вещь: ему дороги богослужения его детства. Можно сказать, что у него просто ностальгия по тому богослужению и поэтому оно для него более ценно, чем то, с чем он имеет дело сейчас.

Многие консерваторы в области богослужения говорят: ну все, сейчас пришел Ратцингер, сейчас все реформы повернуться на 180 градусов, сейчас будет у нас сплошь только григорианское пение, только служения лицом к алтарю и только латынь. А вот и нет. Нужно отдать должное Бенедикту XVI: он понял, что резкий возврат к прежним литургическим формам вызовет массовое неприятие, поэтому он поступил следующим образом. Если раньше было очень сложно получить у епископа разрешение на служение мессы по старому обряду, то теперь (уже на протяжении последних двух лет) верующие могут просто попросить своего батюшку совершать службу по старому обряду, и он обязан это сделать.

Что интересно, еще когда была более сложная процедура, с просьбами совершить службу по-старому обращались вовсе не бабушки, которые действительно ностальгируют, а молодые люди, выросшие на рыцарских романах. Т.е. те, для которых католическая вера связана, прежде всего, с романтикой, с образом старой Европы. Часто это совмещается с увлечением ролевыми играми. Я давно это наблюдаю.

Часть 2

– Петр Дмитриевич, что Вы можете сказать по поводу избрания Бенедикта XVI? Как вы относитесь к историям о конкуренции между кардиналом Мартини и Ратцингером?

– Существуют разные легенды о том, как был выбран Папа Бенедикт XVI, о достоверности которых трудно судить. Например, что якобы Иоанн Павел II перед смертью взял со всех кардиналов клятву, что они проголосуют за Ратцингера . Но мне в это не верится. C другой стороны, я не исключаю, что он в какой-то степени готовил его к этому посту.

Что касается истории с конкуренцией, то, по-моему, она была быстро замята как явно чья-то мистификация.

Бенедикт XVI был главой ведомства, ответственного за чистоту вероучения. Он был назначен на эту должность Иоанном Павлом II практически с самого начала его понтификата. Всю политику в отношении веры и нравственности и многое другое во многом определял он. По крайней мере, неизвестно, чья роль в принятии каких-то доктринальных решений была больше – Иоанна Павла II или его. Конечно, без согласия Папы ни одно решение не могло быть принято, но темнее менее.

Именины Бенедикта XVI празднует вся Церковь

– Расскажите, пожалуйста, о католической традиции празднования дня Святейшего Отца.

– На самом деле есть два праздника: день избрания Папы, который приходится для Бенедикта XVI на 19 апреля, и день тезоименитства, который всегда празднуется не по Папскому имени, а по мирскому. Например, у нынешнего Папы, святым покровителем считается Иосиф Обручник, и именинник он 19 марта. А, скажем, Иоанн Павел II праздновал именины не на Иоанна или Павла (есть такие мученики), а на Карла Борромео, потому что его мирское имя – Кароль (т.е. Карл) Юзеф Войтыла. Но на самом деле эти дни не являются общекатолическими праздниками. Действительным днем Святейшего Отца является день того, чьим преемником он является, т.е. Петра и Павла. А поскольку Папа является их преемником, то в этот день – 29 июня – он поминается особо. Фактически день является государственным праздником Ватикана. Поэтому прием в посольстве Ватикана обычно назначается в этот день или где-то чуть-чуть загодя. Что касается рядовых католиков, для них это один из самых больших праздников календаря католической Церкви. Он относится к числу т.н. обязательных праздников, иначе говоря, имеет высший ранг, когда присутствие на мессе обязательно, как в любой воскресный день. Праздничная месса может быть перенесена на ближайший воскресный день в тех странах, где он не является выходным, чтобы все могли присутствовать на службе. Между прочим, сборы пожертвований в этот день в храмах по всему миру идут главному административному органу Святого Престола - Римской курии.

– А что происходит в связи с этим праздником в России?

– Ничего особенного, служится торжественная месса. Каких-то особых традиций нет.

– А что происходит в день тезоименитства Папы?

– Но можно сказать, нынешнему Папе повезло, потому что торжество св. Иосифа – это тоже праздник высшего ранга, и поэтому волей-неволей день его именин празднует вся католическая Церковь.

Приходов больше, чем храмов

– Что значит быть русским католиком? Кто эти люди?

– Католическая община очень небольшая. В Москве всего два действующих католических храма, богослужения идут на 13 языках. Я хожу в приход Богоматери Доброй Надежды. Первоначально это было капелланство американского посольства, которое существует с 1934 года, в этом году как раз 75 лет исполнилось. После перестройки там служил капеллан американского посольства, окормлявший иностранцев, дипломатических работников, студентов. Потом капелланство начало разрастаться, иностранцев стало больше (в основном это африканцы, филиппинцы) и стало приходом.

Главная воскресная месса в моем приходе идет на английском и французском языках. Поют три хора: английский, французский и филиппинский. Но английский и французский состоят в основном из африканцев и добавляют песнопения еще и на каких-нибудь африканских языках. И есть еще филиппинский хор, который поет на тагальском языке. Песнопения делятся между этими тремя хорами. Это в воскресение в половину первого в крипте. Настоятель – англо-ирландец, он британский подданный, но ирландец. Он служит на английском и французском. И проповедь также: часть произносит на одном языке, потом кратенько повторяет и переходит к следующей части на этом же языке, потом тоже кратенько повторяет на другом. И таким образом на английском и французском получается проповедь.

"Ну что там Россия, лаптем щи хлебать, а Запад - это же круто!"

– Католических приходов в Москве больше, чем храмов?

– Да. Потому что есть один приход Петра и Павла, который имел свой храм, но этот храм так и не удается вернуть, так как его нынешний владелец является собственником и доказать обратное невозможно. Его можно только выкупить. С учетом того, что это самый центр Москвы, то представляете, за сколько его можно купить? Он совсем рядом с храмом св. Людовика, в соседнем переулке. Его так сразу и не узнаешь – как храм, он сильно обрублен. И есть кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской. Так что сейчас действующих храма... я бы сказал, два с половиной, потому что есть еще в Люблино, совсем на отшибе - маленький приход, здание которого даже не имеет облика храма. Я там никогда не был, к своему стыду.

Есть просто какие-то дома, где собираются разные общины. Скажем, наш приход совершает мессу в воскресение в часовне в крипте этого кафедрального собора – нам там едва-едва удается поместиться. Кроме того, каждое воскресенье одну мессу нашего прихода служат в американском посольстве, где я тоже никогда не был, потому что туда можно входить, только имея паспорт государств-членов НАТО. И еще есть дипломатическая квартира в доме на Кутузовском проспекте, где как раз часовня этого капелланства, и в ней совершаются некоторые мессы.

– Типичный русский католик - это кто?

– Когда-то у нас был католический форум в интернете, и там был задан вопрос, что католик обычно представляется таким интеллигентом в очках. В ответ участники форума – католики стали наперебой писать, носят ли они очки. Оказалось, что в очках не так-то много! Действительно, есть представление о том, что в нашей конфессии в России только интеллигенция, но это не так. Люди очень разные.

Это, в частности, и те, кто ощущает какую-то преемственность по своим этническим корням: как правило, есть какая-то часть, которая воспитана в польских, немецких семьях, где сохранялись каике-то традиции...

– Говорят, в Иркутске очень сильно сохранилась католическая вера.

– Да. Вообще в Сибири исторически оказалось больше католиков, чем в Европейской части России. Отчасти и потому, что много ссыльных было в разные периоды нашей истории. И там, именно в семьях, католическая вера передавалась из поколения в поколение. Например, епископ Верт, который в Новосибирске, из такой семьи. Две сестры его – монахини, все они получили очень консервативное католическое воспитание.

Но больше, конечно, людей, пришедших из неверия. Здесь часто выбор обусловлен, во-первых, с одной стороны, ориентированностью на западную цивилизацию – разум, прогресс, и т.п.... Мотивы обращения в католичество бывают очень разные. От весьма примитивных: ну что там Россия, лаптем щи хлебать, а Запад – это же круто. С таким, к сожалению, тоже можно встретиться, хотя и нечасто. Вплоть до даже осмысленного отторжения от православия как от господствующего вероисповедания.

– По-Вашему, какие существуют проблемы католиков в России?

– Сейчас это в основном пастырские проблемы, которые существуют в любой Церкви в любой стране.

Беседовали Ольга Богданова и Юлиана Годик,
"ТАТЬЯНИН ДЕНЬ", 6 августа и 7 августа 2009 года

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Портал-Credo

 

 

Подробнее

Диалог между вероисповеданиями и культурами в Индии возможен: свидетельство юных «фоколяров»

встреча семей, организованная движением фоколяроввстреча семей, организованная движением фоколяров

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, поступайте и вы с ними»: это золотое правило – в центре Всемирного конгресса организации «Молодежь за единство» -- юной души движения Фоколяров. Конгресс проходит в эти дни в Коимбатуре, в индийском штате Тамилнад. Юные представители «фоколяров» общаются со своими сверстниками-индуистами из ассоциации «Шанти Ашрам», вдохновляющейся идеями Ганди. В своих отзывах об этом мероприятии участники форума подчеркивают: его самый глубокий смысл заключается в идее о том, что диалог возможен, как возможен и мир, а жизнь согласно «золотому правилу» помогает чувствовать себя братьями и сестрами.
«Наш диалог – это диалог жизни», говорит один из гостей Конгресса. «Мы стараемся как можно больше общаться с юношами и девушками, с молодежью других религий, других культур». И цель такого общения – прежде всего, совместное свидетельство. В Коимбатуре молодые активисты разделяют со сверстниками-инаковерцами жилье и еду, они многому научились друг у друга. Подростки проводят совместные турниры и экскурсии – например, в деревню, где «Шанти Ашрам» осуществляет проекты по реабилитации и воспитанию детей. Участники Всемирного конгресса – «фоколяры» -- и сами примут участие в этой деятельности, разделяя, таким образом, и более трудные моменты жизни. «Если лучше узнаешь другого, начинаешь его больше любить», говорит одна из участниц. Она утверждает, что уже заметны плоды этого диалога, на разных уровнях. На личном уровне – потому что каждый представитель «Молодежи за единство» унесет с собой саму душу пережитого опыта единства, благодаря которому все они теперь чувствуют себя «гражданами всего мира». «Теперь наше сердце стало шире, и мы лучше можем понять других и сделаться с ними единым целым. А главный плод встречи на коллективном уровне – это совместное обязательство во имя социальной справедливости для людей во всем мире».

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Радио Ватикан

 

 

Подробнее

«Я неверующий, но люблю священников»

«Я неверующий, но люблю священников. Все должны любить их. Они важны для всех».«Я неверующий, но люблю священников. Все должны любить их. Они важны для всех».

«Я неверующий, но люблю священников. Все должны любить их. Они важны для всех». Так говорит итальянский психиатр Витторино Андреоли, который посвятил объемное и глубокое исследование личности священника. Его труд еженедельно публиковался на страницах католической газеты Аввенире в течение целого года. Исследование представляет особый интерес в настоящем Священническом году, провозглашенном Бенедиктом XVI. Но по какой причине неверующий интеллектуал интересуется священниками?

«Следует четко различать между безбожником и неверующим», отвечает Андреоли. Безбожником – атеистом – является тот, кто не только не верит в Бога, но отрицает его существование и, следовательно, каким-то образом считает, что верующий -- фантазер или ошибается в своем суждении. Неверующий отличается от верующего лишь тем, что у него не хватает непосредственного опыта Бога и, цитируя Паскаля, «недостаточно желать верить, чтобы верить». Очень важна встреча (с Богом), она может произойти в любой момент, и тогда расстояние между верующими и неверующими – один шаг.

Отвечая на вопрос о фигуре священника, В. Андреоли продолжает: я не понял всего, я был лишь очарован этой фигурой и хочу встретиться с ним, лучше узнать его. Одним словом, фигура священника заслуживает большого внимания.
«Я узнал, что означает жить верою и подражать удивительному человеку, Богочеловеку, каким был Христос. Я увидел интерес к человеку, а не к деньгам, интерес к добрым делам даже тогда, когда они несовершенны или ошибочны. Вообще, мне кажется, что священник как человек имеет интереснейшие мировоззрение и логику».

Чего же конкретно ожидает общество от священника? Витторино Андреоли отвечает: «Прежде всего, я верю, что священник -- не только свидетель Христа, обращающийся к христианам, но и личность, крайне интересная для неверующих; это, как мне кажется, входит в логику послания пастыря, ищущего заблудших овец, не принадлежащих стаду. Думаю, что сегодня задача священника представляет совершенную новизну, потому что -- как осознает он сам, и я вместе с ним -- есть большая потребность в священном в среде как молодых людей, так и зрелых. Есть какое-то чувство растерянности, потому что невозможно оценивать все значение человека деньгами, материальными вещами, успехом, которые исчезают в одно мгновение. Люди постепенно осознают, что в этом мире, безусловно, более сложном, священник играет роль, которую, я верю, он уже знает, но которую он в какой-то мере еще должен для себя открыть».

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Радио Ватикан

 

 

Подробнее

Монс. Анджело Амато: Европа должна заново найти свою христианскую душу

архиепископ Анджело Аматоархиепископ Анджело Амато

В политической сфере Европа призвана заново найти свою христианскую душу. Таков призыв архиепископа Анджело Амато, префекта Конгрегации по вопросам прославления Святых, прозвучавший в докладе, с которым он выступил в американском католическом университете Нотр-Дам. «Христианская Европа, -- подчеркнул монс. Амато, -- уважала бы права всех граждан, верующих и неверующих, христиан и нехристиан».

«Если она хочет заново найти свою душу, свою идентичность, свои устои и истины, Европа должна признать себя христианской». Архиепископ подчеркивает «апостасию, т.е. вероотступничество от христианства», характерное для старого континента. «В современной Европе освобождение от Бога и отрицание Его Закона приводят к неприемлемому практическому поведению. Так же, как в экономике и политике, биомедицинские и биотехнические исследования, оторванные от этики, позволяют человеку безнаказанно распоряжаться жизнью других людей, прежде всего, самых слабых и беззащитных».


«Биополитика», «не основанная на естественном законе», может привести, например, к уничтожению зародышей, манипуляции эмбрионами, рассматриваемыми как простой биологический материал, клонации, гибридации, контрацепции и эвтаназии». С горечью архиепископ констатировал: «Жизнь утрачивает свою неприкосновенность, человек теряет свою идентичность. Затем, подрывается само понятие о семье как общности, состоящей из отца, матери и детей» и позволяет «брак» (в кавычках) не только между мужчиной и женщиной, а также усыновление детей гомосексуальными парами. Тем не менее, сказал Анджело Амато, опыт, который сегодня переживает Европа, т.е. «жить так, как будто Бога нет, не приносит желаемых плодов». Это объясняется «прежде всего тем, что секуляризм, лежащий в основе гражданского права, не находит обоснований, не имея четкого определения блага и истины. Секуляризм остается без фундамента. С другой стороны, христианство, с идей человека -- образа Божия, приносит в общество неизмеримую ценность личного достоинства, без которого нет ни свободы, ни равенства, ни солидарности, ни справедливости».

Монс. Амато подчеркивает: отсутствие ссылки на Бога и христианские корни в европейской Конституции «искажает ее идентичность» и не учитывает того, что, как учил ушедший век, «человеческая свобода, оторванная от Бога и Его закона, ведет к догматизму, который в конце концов унижает человека и подавляет его свободу». Католическая Церковь «не примиряется с замыслом идеологического и политического секуляризма, но постоянно поощряет положительную светскость, способную оценить вклад христианства». Европа «должна помнить, что в начале и на протяжении всей ее истории присутствует Евангелие». «Христианская традиция Европы – напомнил он – соединила в себе Крест Христа, греческую мысль, права народов Римской империи и Моисеев закон». «Если она (Европа) хочет объединиться, если она хочет утвердиться как цивилизация основных прав человека», закончил монс. Амато, -- то она «должна признать себя христианской».

  Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Радио Ватикан

 

Подробнее

10 Август 2009

«Лексикон семьи» по-русски представлен главе Папского совета по делам семьи

Представитель Святого Престола в Российской Федерации архиепископ Антонио МенниниПредставитель Святого Престола в Российской Федерации архиепископ Антонио Меннини

Вслед за арабской версией, «Лексикон семьи» Папского совета по делам семьи переведен и на русский язык. Представитель Святого Престола в Российской Федерации архиепископ Антонио Меннини преподнес кардиналу Эннио Антонелли, президенту Папского совета, первый экземпляр этого документа, выпущенного издательством францисканцев в Москве. «Проблема кризиса института семьи очень актуальна для России, - сказал монсеньор Меннини. - Я убежден, что эта книга сможет стать полезнейшим пособием для социальной и культурной работы в этой стране».
Архиепископ Павел Пецци пригласил кардинала Антонелли в российскую столицу для академической презентации нового издания.
Предисловие к «Лексикону», составленному из 103 статей, размещенных на 1066 страницах, было написано самим кардиналом Антонелли. «Я весьма рад, что в России, чудесной стране с глубокими христианскими корнями и грандиозной культурной традицией, появится эта ценная книга». Кардинал утверждает, что она станет «помощью в размышлениях и поощрением к постоянному поиску истины о человеке, о жизни и семье», - говорится в предисловии к изданию.
Как отмечает газета «Оссерваторе Романо», в «Лексиконе» приводится анализ основоположных концепций естественного нравственного закона и оценка его значения. В нем излагается лингвистическое содержание некоторых терминов, которые при ошибочном толковании становятся двусмысленными и порождают концептуальную путаницу. «Иногда, - поясняет кардинал Эннио Антонелли, - различие между добром и злом путают или заменяют на различие между тем, что мне полезно, и тем, что мне неинтересно. То, что удовлетворительно для одного или при определенных обстоятельствах, перестает быть таковым для другого или в иной ситуации. Людей хотят приучить к этическому релятивизму».
«Церковь, - сказал в заключение президент Папского совета по делам семьи, - предлагая и внося собственный вклад в рамках ответственности за хранение богооткровенной истины, не собирается навязывать, в гражданской и политической сфере, своей специфической точки зрения, но приглашает к разумному рассуждению, чтобы способствовать созиданию человеческого общества, основанного на истине, любви и уважении к человеку, к его жизни и к основной ячейке общества - семье».

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : В Свете Евангелия

 

 

Подробнее

На Украине визы для священников продлевают. А в России?

Украинский католический соборУкраинский католический собор

Правительство Украины упростило визовый режим для католических священников и монашествующих. Согласно принятому Кабинетом министров решению, духовенство из-за рубежа, которое получило годичную многократную визу для служения на Украине, сможет оставаться в стране не 180 дней, а в течение всего года. Более того, новым документом предусмотрена выдача виз сроком до трех лет по согласованию с Государственным комитетом по делам религий и национальностей.
«Для иностранцев и лиц без гражданства, прибывших на Украину по религиозным делам либо для работы в религиозных организациях на территории Украины и получили визу типа «Р», регистрациях проводится на период действия визы», - говорится в документе. Ранее срок пребывания в стране составлял половину срока действия визы.

Глава правительства Юлия Тимошенко пообещала решить вопрос с визами во время личной встречи с главой Конференции католических епископов Украины латинского обряда архиепископом Львовским Мечиславом Мокшицким, которая прошла по инициативе католического иерарха 29 июля. Во время беседы премьер-министр заявила, что намерена принять необходимые меры для преодоления трудностей с которыми сталкиваются католические священники и монашествующие в обретении многократных долгосрочных виз.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : В Свете Евангелия

 

 

Подробнее

Закон Божий экономики не касается

Вениамин Владимирович Симонов (иеромонах Филипп)Вениамин Владимирович Симонов (иеромонах Филипп)

Вениамин Владимирович Симонов работает в Счетной палате начальником инспекции по контролю за банковской системой, кредитными учреждениями и мониторингу финансовых рынков — обычный, в сущности, чиновник. Но это — на работе. В жизни он — игумен Филипп, единственный действующий священнослужитель, состоящий на государственной службе.

— Как получилось, что вы, монах, стали чиновником?

— На самом деле все получилось наоборот. Я работал чиновником, а потом стал монахом. В 1992 году, когда я работал в Министерстве внешних экономических связей, я принял монашеский постриг. Мое светское руководство посмотрело на это сквозь пальцы, а священноначалие пришло к выводу, что мне не стоит полностью порывать те связи, которые имели место на тот момент. Так с благоволения тех и других мне было разрешено совмещать священническое служение, монашескую жизнь со светской работой. Потом уже эта работа трансформировалась в деятельность на финансовом рынке, а затем во властных структурах.

— Судя по вашей биографии, ваша светская карьера развивалась быстрее и успешнее, чем церковная?

— Сложно сказать, что есть успех с точки зрения духовной. Если мыслить светскими понятиями, то успех — это динамичная карьера, награды. Причем часто эти награды получаешь просто по выслуге лет. Такой автоматический подход. А что понимать под успехом в духовной сфере? Я не уверен, что успешная карьера способствует быстрому духовному росту. Иногда бывает так, что человек очень быстро продвигается, священноначалие к нему благоволит, а духовно он, наоборот, умаляется. А бывает, человек всю жизнь прожил простым иеромонахом, а потом к его могиле не зарастает народная тропа. Вот и думайте, что такое успех.

— Трудно ли быть чиновником и священнослужителем одновременно? Что приходится преодолевать и с чем мириться?

— Монашество — это система до некоторой степени эгоистическая. Первая твоя задача — спасать самого себя. Но если Бог послал тебе дарование, а священноначалие на него смотрит благосклонно, то в меру своих духовных сил и знаний можно предпринять попытку спасти людей и вокруг. Спасение своей души — это умение "войти в себя", сосредоточиться на своем внутреннем мире, а для этого нужно заглушить все внешние мешающие факторы. Нужно настолько утомить себя духовной или физической работой, поклонами, постом, чтобы на светские радости уже отвлекаться не хотелось бы.

Но если ты читаешь молитву или выполняешь келейное правило и вдруг чувствуешь, что ты рассеялся и устал, — прекрати. Соответственно у каждого монаха свое правило, и для каждого правила — свой перерыв на физический или умственный труд.

Моя светская работа и есть этот перерыв. Не обязательно копать огород лопатой. Есть много других способов утомить себя настолько, чтобы не было желания смотреть по сторонам.

— Как церковное начальство относится к вашей светской работе?

— Мой епархиальный владыка меня на это благословляет, покойный Патриарх Алексий II смотрел на дело также достаточно благосклонно. Как будет на это смотреть святейший Патриарх Кирилл, я еще просто не знаю, поскольку на эту тему мы с ним не разговаривали. Как благословит, так и будет.

— Работа в светском учреждении вынуждает вас отступать от требований монашеской жизни?

— Как раз наоборот. То есть, имея настолько спрессованное время, приходится чем-то жертвовать. И жертвовать обычно приходится какими-то личными делами, маленькими радостями общения с интересными людьми и вообще просто "лишним" для монаха временем.

— Как относятся ваши коллеги в Счетной палате к тому, что рядом с ними работает монах?

— Я бы сказал, уважительно. Мы не фиксируем внимание на моем служении. Когда я работал на финансовом рынке, было проще. Там я не был связан законодательством и имел право проповеди там, где я хотел, и когда хотел. Закон о государственной службе предписывает: в госучреждениях не должна вестись религиозная проповедь. Но если у кого-то возникают вопросы, всегда можно найти время для того, чтобы на них ответить.

— Коллеги приходят советоваться?

— Конечно. Далеко не всегда и не каждый может найти время, чтобы посетить храм, когда там идет служба и когда священник может тебя выслушать. Человек носит свои проблемы и иногда доносит их до меня.

— А как к вам обращаются коллеги: отец Филипп или по имени и отчеству?

— Кому как удобнее.

— Вы сейчас в Счетной палате занимаетесь проблемами финансового кризиса. Расскажите поподробнее о своей работе.

— Сейчас одна из главных наших задач — понять, как работают принятые антикризисные меры. Счетная палата — фактически единственный орган, который дает власти возможность контролировать организации, которые используют государственные ресурсы. Государственные структуры мы и раньше проверяли. А сейчас закон дает нам право контролировать коммерческие организации, которые получают бюджетные средства. И самое главное — выявлять, что мешает движению этих средств и их эффективному использованию. Наша основная цель — не "схватить за руку". Я всегда исхожу из презумпции невиновности и считаю, что те организации, которые получают государственные средства, сформированы из людей честных. Когда в прошлом году банки упрекали, что они не довели деньги до реального сектора, то этот вопрос был не к банкам, а к тем, кто давал им эти деньги под 18 процентов годовых в условиях падающей экономики. И банки понимали, что эти деньги надо будет в декабре отдать. Они, естественно, перевели деньги в валюту, депонировали на валютные счета, потому что это был единственный инструмент, позволяющий тогда дать не только 18, но и больше процентов годовых. Часть они положили себе в карман в качестве маржи, но никто ничего не украл. А государству они к 31 декабря вернули столько, сколько государство хотело от них. Но если государство при этом ожидало, чтобы за 3 месяца промышленность сделала им 18 процентов годовых из этого кредита, то это наивность, если не глупость. И тогда мы об этом написали в правительство. Но прочитали это, по-моему, в январе.

— Вы призываете в случае чего к совести как духовное лицо?

— Совесть — это очень хорошее понятие, когда мы с вами находимся в стенах церкви. Но когда речь идет об экономической деятельности, совесть заключается только в одном: закон надо выполнять. И не обижайся на государство, когда оно направляет к тебе налоговую проверку, после которой тебя сажают или накладывают аресты на счета и т. д. Рынок — это не когда каждый делает все, что он хочет, топит других, а сам, желательно приворовывая бюджетные средства, хорошо живет на Канарах или в ином месте. Западная практика нам показывает: рынок — это прежде всего жесткое соблюдение законодательства, и каждый шаг в сторону от законодательства приводит к очень неблагоприятным последствиям. Как это видно из последних двух финансовых скандалов в США, связанных с образованием финансовых пирамид. Очень приличные люди были втянуты в этот скандал. Но теперь разговор идет не о приличности этих людей, а о том, сколько лет они проведут вдали от общества.

— Но ведь помимо светских законов существует закон Божий.

— Закон Божий касается лично вас. Он не касается экономической сферы. Есть протестантская точка зрения, что вместе с физическими законами Бог дал человеку экономические законы. Но я бы здесь ввел небольшую поправку. Физические законы не связаны с деятельностью человека. Что бы я лично ни думал о температуре кипения воды, она закипит именно при 100 градусах. А вот если я буду думать о том, что рынок должен упасть при таком-то курсе акций, и если я попытаюсь убедить в этом всех, кто имеет на руках эти акции, он упадет. Поэтому говорить об абсолютной объективности экономических законов мы не можем. Все-таки объективные законы рынка формируются законодательным полем. А в остальном — дело твоей совести, и ты должен понимать, что Бог с тебя спросит, когда ты переступил ту черту, которая законом приписана.

— Вы молитесь за финансовый рынок?

— Есть несколько подходов к просительной молитве. Один из этих подходов предполагает, что Господь сам знает, что человеку полезно. Поэтому я считаю: Господь всегда даст то и тогда, что и когда тебе нужно. Бога надо прежде всего славить и благодарить. А просить? Ну что я могу у Него попросить, что и так бы мне Он не дал?

— Ну, там космический корабль, например?

— А зачем он мне? Если бы он был мне нужен, Он бы мне дал. Гагарин не просил космического корабля. И не думаю даже, что он мечтал о нем. Его посадили в корабль, и он полетел.

— На ваш взгляд, как экономиста и духовного человека, из-за чего произошел финансовый кризис?

—Из-за недостатка ума. Финансы есть, а отсутствие ума привело к тому, что их мультипликация, то есть умножение финансовых ресурсов, из реальной экономики перешла в систему виртуальную. Вместо того чтобы умножать эти финансы путем увеличения объемов произведенного продукта или производственных мощностей и т. д., финансы начали раздувать, повышая их оборачиваемость. То есть выпуская под них финансовые инструменты, потом производные финансовые инструменты на эти первичные финансовые инструменты, потом производные на производные и т. д. Этот "мыльный пузырь" втянул в себя всю систему расчетов в мировом масштабе. При этом организовывали этот "мыльный пузырь" люди, страдающие явным недостатком образования. Этой точкой зрения поделился со мной один из директоров Национального управления аудита Великобритании. Кризис во многом спродуцировали молодые менеджеры, которые недавно вошли в финансовую систему. Они увидели, как живет окружающий их финансовый бомонд, и захотели того же. Но они не знали, что те инструменты, которые они пытаются использовать для достижения моментального повышения уровня жизни, уже использовались в экономике, и это всегда приводило к необратимым негативным последствиям. Вот это отсутствие ума и есть причина кризиса. И конечно, есть морально-этический вопрос: к чему приводит концентрация на самом себе, на своей прибыльности, на своей успешности, для которой можно пожертвовать другими. По сути, за последние годы победил взгляд на вещи: если кто-то оказался в убытках, то он лузер и на него надо смотреть не с сожалением и желанием помочь, а смеяться над ним и топить.

— А на ваш взгляд, сколько может продлиться этот кризис?

— Великая депрессия продолжалась формально 4 года, а фактически американская экономика вышла на докризисный уровень на 10-м году после ее начала.

Я считаю, что сейчас дело гораздо хуже. Там мы имели дело с индивидуальными, страновыми экономическими системами. А сейчас мир — это глобальная экономическая система. Рухнули не только Штаты, они за собой утащили всех, и выплывать придется всем вместе. Мир возвращается к началу периода развития виртуальной экономики, в начало 1990-х годов. Тогда основу оборота мирового финансового рынка составлял инвестиционный и платежный кредит, то есть перемещение реальных денег. А с рубежа XX-XXI веков в основу мировой экономики легли фондовые инструменты, кредит ушел на задний план, а основными платежными инструментами, средствами мобилизации и накопления стали акции, облигации и иные виды финансовых инструментов, которые вытеснили реальные деньги из экономики. Видимо, теперь стоит вопрос об обратном процессе — о замене виртуальных денег реальными.

— Как это может произойти?

— Судя по динамике фондовых индексов, мы за последние 20 лет удвоили по меньшей мере производство и собственность в базовых отраслях. А так ли это на самом деле?.. Ведь технологически ничего не случилось для того, чтобы, скажем, нефть стоила 150 долларов за баррель. Что, мы стали потреблять в разы больше нефти? Нет. Мы стали ее меньше добывать? Нет. Ничего в технологии не изменилось. Чистая спекуляция и виртуализация продукта. Сейчас мир должен вернуться к базовой стадии и попытаться поменять модель экономического роста. Пока этого осознания нет. Пока речь идет об изменении мирового регулирования, о переосмыслении функций Международного валютного фонда и т. д.

— Кризис — это Божья кара?

— Если из общества выметается мусор, это не наказание, а благодеяние. Так же и кризис — это в общем-то некоторое очищение социальной системы от тех структур, которые ее обременяют и явно не соответствуют макрозадачам. То, что лопнул фондовый рынок, это большое благодеяние: людей лишили возможности спекулировать, а спекуляция — это игра, а игру нам запрещает Писание. Какое же это наказание, если мы очистим экономику от спекулянтов? Мы просто себе денег сэкономим.

— А в свободное время чем вы занимаетесь?

— У монаха не должно быть свободного времени. Если мы посмотрим монастырский устав, то он организован именно таким образом, чтобы минимизировать свободное время монаха.

— Вы живете в монастыре?

— Чтобы быть монахом, не обязательно жить в монастыре. Стены, как и одежда, не делают человека монахом.

— Вы совсем не участвуете в светской жизни?

— Когда-то это было моей обязанностью, а в последнее время уже просто нет сил. Светскую жизнь можно вести, когда тебе 35 лет, а не когда тебе уже шестой десяток и есть масса дел, которые тебе надо успеть сделать. Никто из нас не знает, сколько ему еще осталось. А мне надо, например, написать еще учебник по истории церкви.

— А корпоративные мероприятия у вас в Счетной палате бывают? Например, шашлыки, рыбалка?

— Мы не рыночная организация, у нас не предусмотрены финансовые ресурсы на выезд. Слава Богу, в государственных структурах нет идиотских психологических тренингов, в соответствии с которыми считается, что принудительными выездами на природу можно создать команду. Все-таки команда создается во время совместной работы. Можно прекрасно гулять вместе на природе, а потом ты выясняешь, что человек, с которым ты гулял, полный идиот и на него в работе полагаться нельзя. А здесь у нас работа, именно командная. Потому что инспектор на объект всегда идет в бригаде. И уже люди, работая, сами понимают, кто чего стоит, на кого и в каком случае можно положиться. Может быть, здесь специфика контрольной работы. Работа не только сложная, но и достаточно опасная. Поэтому мы действуем по внутренним правилам, прописанным "по шагам".

— А церковь пользуется вашими услугами?

— Святейший Патриарх, еще будучи главой отдела внешних церковных сношений, с определенной систематичностью привлекал меня к некоторым мероприятиям. Как будет теперь, я не знаю.

Беседовал Павел Коробов

10 августа 2009

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Благовес-Инфо

 

 

Подробнее

Латвия: ЮНЕСКО может взять культуру католического меньшинства под охрану

Общество «Центр этнической культуры "Суйты"» получило положительное заключение экспертов ЮНЕСКО относительно возможности включения культурного пространства суйтов (католического латышского населения части Кулдигского и Вентспилсского районов) в список охраняемых ценностей.

Об этом сообщил председатель Алсунгской думы, представитель интересов суйтов Григорийс Розенталс.

Эгил Бака из Норвежского фонда традиционной музыки и танцев в своем заключении указал, что культурному пространству суйтов угрожает не внезапное несчастье или катастрофа, а снижение численности населения и влияние массовой культуры.

Бака считает, что признание культурного наследия особой ценностью послужило бы предупредительным сигналом того, что нематериальная культура находится на грани исчезновения и в других районах Европы, так как ей не оказывается достаточная поддержка через государственную культурную политику.

Эксперт Кристофер Мосли признал, что наследие суйтов отвечает всем требованиям по включению его в список охраняемых ценностей. Это сохранившийся диалект, песенные традиции, своеобразный синтез традиций католичества и язычества, свадебные обряды и народные костюмы.

Как отмечает Delfi, вопрос о включении традиций суйтов в список охраняемых ценностей будет рассмотрен в конце сентября вместе с другими заявками.

Как уже сообщалось ранее, в ноябре 2008 года представители общества Suitu novads пообещали в знак протеста против территориальной реформы, не учитывающей интересы суйтов, на сутки объявить о создании независимого государства. В итоге государство пошло им навстречу.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Благовес-Инфо

 

 

Подробнее

 

2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

������.�������