Новости за Август 2009


27 Август 2009

«Сколько кадилом ни маши, рубль крепче не станет. Работать надо!»

Вениамин Симонов (он же – игумен Филипп) Вениамин Симонов (он же – игумен Филипп)

В Счетной палате Вениамин Симонов (он же – игумен Филипп) возглавляет инспекцию контроля за Центральным банком РФ, а в Никольской церкви в Отрадном (Москва) проводит богослужение, исповедует и причащает

Монах на госслужбе

Разговор в церкви

- ... Я был на Валааме, видел - там монахи сено косят, пасут и доят коров. Ну, хлеб пекут... И в кельях молятся. А вы, отец Филипп, и в церкви служите, и ловите расхитителей бюджетных средств... А где же ваша келья? В Счетной палате?

- Келья монаха там, где он еженощно спит. Я сплю дома. А в Счетной палате работаю.

- Вы кто больше - игумен Филипп или начальник инспекции Вениамин Симонов?

- Как это можно сказать? Человек же - это не что-то такое, что делится на части. Личность всегда одна. И везде я тот, кто я есть. Я - монах, у которого определенные экономические и исторические знания. И я стараюсь продуктивно использовать то, что мне Господь дал.

- Все равно все это странно, необычно...

- Ничего необычного не вижу. Не так давно Святейший Патриарх Кирилл, рассуждая о нынешних монастырских нравах, сказал: «Если в монастыре кандидат наук моет пол, то что-то не в порядке с головой либо у кандидата наук, либо у игумена».

- Что это означает?

- Не стоит компьютером забивать гвозди. Если в монастырь пришел доктор наук, нельзя заставлять его крутить хвосты у коров. Это не его амплуа.

Да, в монастыре есть определенная система правил. Но для любого монаха она должна быть своя. То, что делается в монастыре в течение дня, это - общественное служение, а персональное, личное спасение происходит ночью и называется келейным правилом. И профессор ли ты, или слесарь...

- ...или начальник инспекции Счетной палаты.

– Это без разницы. А общественное служение, оно же ведь разное бывает. Это и служение Богу путем общественной молитвы, и какими-то делами конкретными. Я служу там, где священноначалие находит это эффективным.

- А церковь благосклонно относится к тому, что монах состоит на госслужбе?

- Я спросил позволения у Владыки Иоанна, Владыка - у Святейшего Патриарха Алексия, ныне покойного. Святейший как-то очень благосклонно к этому отнесся, и вот с 96-го года я работал сначала на Межбанковской валютной бирже, потом в банковской системе. Затем мне предложили перейти в Совет Федерации. И в Счетную палату я пришел через благословение Патриархии.

- Как вас встретил Степашин?

- Я так понимаю, что Сергей Вадимович, прочитавши мою анкету, и, судя по всему его поведению в течение пяти лет, что я работаю в Счетной палате, - он к этому относится положительно. И оказывает поддержку, если вдруг возникает в ней нужда.

- А вот в этом церковном облачении вы в Счетной палате не появляетесь?

- Упаси Господи! Напомню: законодательство запрещает религиозную пропаганду на рабочем месте.

- Ну, а о финансовом кризисе, батюшка, с вами можно поговорить?

- Да Господь навстречу!

Кто грешен в кризисе?

Разговор в Счетной палате

- Вениамин Владимирович, многие считают, что в кризисе виноват, то есть, грешен, министр финансов Алексей Кудрин. Не пора ли ему сходить в церковь да покаяться?

- В этом плане я бы с Алексея Леонидовича вину бы снял. Это один из немногих случаев, когда я могу поддержать министра финансов даже публично: в этом кризисе его личного греха нет.

- Отец Филипп, но ведь Святейший Патриарх Кирилл уже сказал, что нынешний кризис - это «результат греха, который проник в современную экономику».

- Мы сами стремились войти в мировую экономику, стать ее составной частью. Но нам никто при этом не сказал, что первое, с чем мы столкнемся, так это с кризисом. Потому что мировая экономика поражается кризисными явлениями раз в десять лет примерно, и этого закона никто не отменял.

То, что происходит сейчас у нас - есть проекция того, что случилось на Западе. Существо кризисных явлений связано с тем, что у нас попытались создать тот же самый фондовый «мыльный пузырь», который был создан и лопнул на Западе. Фактически, это экономика-пирамида, виртуальная экономика, виртуальное умножение денежных средств, за которыми не стоит реальных материальных ценностей, и так далее.

Мы тоже с 96-го года создаем фондовый рынок. Слава Богу, что он так толком и не создался! У нас есть какой-то десяток фирм, десяток предприятий или объединений, ценные бумаги которых покупают на рынке, а все остальное – эфемерность. На котировки внимания никто не обращает. Если бы у нас все акции торговались, нам бы не подняться уже никогда.

Мы вышли из кризиса 98-го. Где-то в 2001-м народ забыл, как банки его обманули. И снова понес им деньги. Но, слава Богу, государство сегодня повело себя более или менее честно: сначала гарантировали вклады в банках в 400 тысяч рублей, потом - в 700 тысяч.

Далее началась следующая программа развращения народа: мол, наплюйте на ваши возможности получения собственных, заработанных денег, берите кредиты! Появилась система кредитных карт. Стала возникать система «жизни взаймы». На Западе эта система привела к тому, что люди разучились считать собственные деньги. Они все по уши оказались в долгах по кредитам - и текущим, и долгосрочным. И у нас это все повторилось.

Вы не можете сами накопить нужную сумму и залезаете в карман банку? (Этоназывается овердрафт – превышение лимита по кредитной карте.) Тогда банк вам в течение месяца подошлет информацию о том, на сколько вы превысили. И за этот месяц он начислит вам, например, 17 процентов годовых. Если говорить по западным меркам, это бешеный процент! У них там два-три… ну, восемь процентов по обычным заимствованиям. Для вас – возможность овердрафта, то есть незапланированных и необоснованных денежных трат, но за это с вас – завышенный процент. Банковская система из воздуха получает дополнительную прибыль.

И наш народ оказался втянутым (через рекламу, маркетинг и т..д.) в подобные кредитные отношения. Но кредитные деньги надо куда-то девать. Куда обычно тратятся кредиты? На машины, мелкую потребиловку, на жилье. Машин собственных мы не производим, с потребительскими товарами – еще хуже. И вот у нас несколько лет назад начинается массовое развитие рынка ипотеки. Причем, дикое. Понятно, что это должно было привести к ограблению народа. Таких процентов по ипотеке, как у нас, не бывает! Причем, с такими условиями возврата. Причем, с дополнениями, что вы не имеете права досрочного погашения кредита. За досрочное вас штрафуют!

- Это все привело к кризису?

- Вот эта вся кредитная система у нас рухнула так же, как она рухнула в Штатах в конце 80-х годов. Механизм простой – вся платежная система в экономике жестко увязана: вы платите в банк сегодня, но эти деньги в банке не оседают, для них уже составлен дальнейший маршрут, их уже ждут в другом месте. И достаточно одного-единственного неплатежа (ну, кто-то не рассчитал своих возможностей), чтобы дальше потянулась целая цепочка неплатежей, конец которой – в производственной сфере: деньги по цепочке не поступили, товар произвести нельзя (например, потому, что не на что купить сырье и т.п.).

Наш кризис, конкретно российский, - это калька с кризиса ипотечного рынка в США в конце 80 – начале 90-х годов.

«Не надо молиться экономической догме»

Разговор в церкви

- Отец Филипп, а как теперь из кризиса-то выходить?

- Надеяться надо на Бога в любой ситуации. Сказано: не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в нихже несть спасения... Спасение только от Бога приходит.

- Что же теперь должны делать чиновники экономического и финансового блока нашего многострадального правительства? Только Богу, что ли, молиться?

- Я не думаю, что в церковном уставе есть какие-то специальные рекомендации на сей счет. Евангелие нам Христовы слова передает: не многословствуйте-де, как это делают лицемеры. У нас и так достаточно длинное молитвенное правило. И если мы будем добавлять туда еще что-нибудь, специальное, «антикризисное»... У нас достаточно возвышенных молитв, которые составили святые отцы.

Что же касается чиновников из экономического и финансового блока нашего правительства... Я их не исповедую. И не мне им советовать, как молиться. А с точки зрения экономических мер, то нужно сказать следующее.

Сказано: непрестанно молитесь. Но это сказано о той молитве, которая к Богу. Впечатление же такое, что в последние 20 лет мы непрестанно молимся какой-то новой идеологии. Мы 70 лет до этого молились коммунизму, а потом пошел какой-то совершенно абстрактный «рынок». Что это за рынок? Капиталистический? Рабовладельческий? Никто не понимает. Но все талдычат: ах, рынок саморегулируется, он определит пропорции, создаст спрос и предложение и так далее.

Практика нам показала в прошлом году: рынок не саморегулируется, не создает спрос и предложение. Это все делают люди. И люди это делают таким образом, что помнят только себя. И не думают о других, если их к этому не принуждает государство.

Давайте мы перестанем молиться идеологической или экономической догме и будем действовать по ситуации. Давайте называть вещи своими именами: у нас капитализм, причем, диковатый. Поэтому давайте думать и законодательно защищать не карман капиталиста, а все общество, которое вручило государству мандат доверия.

- С молитвой - понятно. А что надо сейчас делать, Вениамин Владимирович?

- Активизировать позицию государства. Почему я говорю о «молитве» рыночной идеологии? Потому что даже в тех условиях, когда западные наши коллеги принимают решительные меры по активизации государства, а именно, национализируют часть отраслей, национализируют банки, обеспечивают госинвестиции, мы этого не делаем.

Запад делает умно. Национализирует и участвует в управлении, в принятии решений. Что такое национализация? Я, в смысле, государство, выкупаю часть собственностиу частного лица. Теперь я, как государство, имею все права собственника пропорционально национализированной части собственности. Я тут же ввожу своего человека в правление и провожу свою госполитику в рамках конкретной фирмы.

Мы даем те же деньги, если не большие, но при этом мы даем эти деньги, например, в банки, в виде субординированных кредитов. Но по закону, как только эти субординированные кредиты банками получены, они перестали быть государственной собственностью, они стали частью собственного капитала банка, т.е. частного собственника.

Я в этих условиях не имею права вмешиваться в деятельность банка. Вот и все. Я вбухал государственные средства туда, где я не знаю, что с ними произойдет. У меня нет ни человека в наблюдательном совете, ничего! В отличие от нашего западного коллеги, который обеспечил себе всем. И при этом мы закрываемся лозунгом о «рынке».

Что такое «рыночный принцип»? Глупость. Это идеологическое изобретение Милтона Фридмана, столпа западного неолиберализма. А у нас - Евгения Григорьевича Ясина и Егора Тимуровича Гайдара. Давайте перестанем молиться на имена и фразы. И если обстоятельства диктуют нам необходимость действовать по другой схеме, давайте мы честно скажем народу: достаточно, ситуация критически изменилась, возникли новые угрозы для общества, поэтому схема будет другой.

Мы так хотели в международные экономические отношения, что мы в них вляпались. И очень серьезно. Прежде всего, с точки зрения национальной экономической безопасности.

Возьмем, например, аграрную сферу. Наш рынок продовольствия, только на официальных цифрах, примерно на 40 процентов зависит от импорта товаров. Если у нас прекратится товарный импорт – мы сядем. И сядем здорово.

Меня всегда в этом плане травмировал Евгений Григорьевич Ясин, который на любую критику отвечает только одной фразой: «А мы наполнили вам прилавки». Во-первых, не нам, а себе, и - импортным товаром! Если бы их наполнили мне отечественными продуктами - мясом, птицей, яйцом, хлебом, я бы сказал вам спасибо! А за то, что вы мне французские булочки привозите из Парижа, я спасибо не скажу никогда!

Более того, за период ипотечного бума мы утратили безвозвратно огромное количество пахотных площадей. И еще более увеличили нашу зависимость от импорта. Посмотрите на Подмосковье: начиная с пятого километра от Кольцевой дороги и далее - все застроено. Пахотные, хорошие площади застроены. Либо они стоят в сурепке, их просто уже не пашут (это - по поводу сказок о фермерах, которые обеспечат всех хлебом), или на них стоят коттеджи. А если коттедж стоит – вы его уже не порушите. Он будет стоять всегда. Значит, рекультивировать эти земли в случае необходимости невозможно.

- А сейчас все правильно делает наше правительство?

- Национализации у нас не произошло, а деньги уже ушли. Мы уже опоздали, а ситуация уже поменялась. Поэтому деньги стоят отдельно от государства. Как они будут использованы, выяснить достаточно тяжело, если подойти с формальной, с чисто юридической точки зрения. И что из этого получится, понять достаточно сложно. Мы немножко опоздали. Если в этом смысле смотреть на кризис, то это урок того, как не надо было поступать. Хорошо, если бы его учли на будущее.

- Ну а ваша инспекция, отец Филипп, может же проконтролировать, как расходуются эти средства?

- И вот как я проконтролирую? Ведь дело-то доходит до того, что я даже войти не мог в проверяемые организации, пока не втолкнули, пока не поддержало правительство. Мы не имели права их проверять, эти банки! Потому что у них нет госсредств формально. Как только они получили субординированный кредит, он перестал быть госсредством!

- А сейчас вы можете эти банки, помолясь, проверить?

- Сейчас - да. Там поменяли немножко нормативную базу, и поэтому мы можем. Но мы не можем точно выделить интересующие нас суммы из общей суммы средств банка, нет отдельной строки, которая отражала бы расходование именно этих конкретных средств. И при этом мне на слушаниях в Государственной Думе один из зампредов Банка России говорит, причем злобно довольно, что они не будут менять нормативную базу в этом плане.

- Креста на них нет, отец Филипп!

- На них много чего нет. У коммерческих банков нет, прежде всего, раздельной отчетности в балансе по госсредствам и по собственным деньгам. Поэтому для того, чтобы взять из их отчетности конкретно государственные средства, мы вынуждены проверять их текущую финансово-хозяйственную деятельность. Но ведь не моя это задача! Моя задача – проверить только государственные финансы, эффективность и целевой характер их расходования. Я не должен входить в их отчетность по коммерческим операциям: это дело коммерческой организации, как она расходует собственные средства.

- Но в чем же состоит для вас Божий промысел в Счетной палате? Проверять. И наказывать.

- Я и здесь работаю для того, чтобы помогать людям. Потому что, если мы проверяем, наша задача - не посадить кого-то…

- А вы много посадили?

- Наша задача не придраться к чему-то, а, если мы видим какие-то недоработки системного свойства, помочь людям преодолеть эту ситуацию. Посадить мы не посадили, но государственных денег вернули достаточное количество. Мы обычно эти суммы не обнародуем, но это - сотни миллионов рублей.

 «Воровство лишает милостыню цены»

Разговор в Счетной палате.

- Вам отсюда виднее - где у нас больше всего воруют?

- Везде. Такова, к сожалению, национальная особенность нашей экономики, это и Салтыков-Щедрин, и Алексей Толстой вам подтвердят.

Если ты взял на работе гвоздь (не купил, а именно взял – положил себе в карман!), ты его украл. Или вот нашлась группа частных компаний, которым сейчас, в разгар кризиса, вдруг пришла в голову необходимость выплаты бонусов своему персоналу за второй квартал. Из каких средств? Видимо, из тех, что получены в виде дополнительной прибыли через монопольную цену. А такие средства квалифицируются не иначе, как украденные. По крайней мере, с религиозной точки зрения.

- Но мы с вами не в церкви, Вениамин Владимирович.

- А что это меняет?..

- А можете назвать самые распространенные механизмы «светского» воровства?

- Красть можно по-разному: можно залезть в карман труженику. То есть, месяцами не платить людям зарплату. Слава Богу, сейчас за это наказывают. А можно повысить цены на товары и продукты, потому что вы - производитель-монополист. Это тоже воровство. То, что в маркетинге называют методом «снятия сливок». Если у вас себестоимость 1 рубль, а вы просите 5 тысяч... Вспомните, например, первые мобильные телефоны. Трубка стоила тогда около 5 тысяч долларов. За что?

Самое удивительное, что эти люди потом идут в церковь - или просто на улицу - и раздают там милостыню нищим. Но как раз воровство - явное оно или нет - лишает эту милостыню цены. Вы наворовали, церквей понастроили, золотом сияют… А Господь не берет!..

- Когда я бываю в церкви, то обязательно там встречаю бизнесменов. Их видно невооруженным глазом: дорогие костюмы, кресты на золотых цепях... Кстати, некоторые церкви помогают... Это все спасает их или нет?

- Посмотрите список банков, которые обратились за господдержкой… Сразу все поймете.

- То есть, хождение бизнесменов в церковь их бизнес не спасает.

- Тут вопрос не о бизнесе. Вопрос о спасении души. В церковь ходят не бизнес спасать, а душу.

- Вот привозили как-то в Москву мощи Спиридона Тримифунтского, и весь бизнес ринулся в храм Христа Спасителя. Почему?

- Потому что считается, что Спиридон Тримифунтский очень помогает в бизнесе. Я не знаю, из какого момента жития Спиридона Тримифунтского был сделан этот вывод. Но - да, бизнес просто «сносил» храм Христа Спасителя. Аккурат накануне кризиса.

- Но что-то не помогло.

- Вот в чем и вопрос!

- То есть, повторяется та история, о которой сказано в Святом Писании - что богатый не спит ночами, потому что опасается за сохранность своего богатства?

- Вы совершенно правы. Кстати, в Писании же сказано: «Собирайте себе друзей богатством неправедным». То есть, большую часть того богатства, которое есть в этом мире, Христос тем самым называет неправедным. Потому что праведное богатство очень трудно получить.

Но даже этим «богатством неправедным» надо себе собирать друзей. Каким образом? И это давно объяснено: раздавайте его. Милостыню подавайте. Помогайте. И тогда у вас будет много молитвенников, и тогда молитвами этих людей за свое неправедное богатство, может быть, сможете получить какую-то долю в Царстве будущем.

Только если ты делаешь какое-то благодеяние для того, чтобы собрать себе друзей богатством неправедным, то не надо трубить об этом на каждом углу. Тогда вот это неправедное богатство может стать тебе спасением. Ты его получил неправедно – скорее раздай. Правда, многие святые отцы специально подчеркивают, что милостыня из уворованных денег Богом не принимается.

- А вот к вам бизнесмены приходят, исповедуются?

- Сейчас бизнесмены меняются. Некоторые закончили какие-то заочные отделения, например, в Свято-Тихоновском богословском университете. Да, исповедуются.

- А для чего? Чтобы душу облегчить?

- Все грешны. Хотя бы человек знает, что он грешен. И то ладно.

- Но чиновники-то воруют больше? Кто-то из них исповедуется?

- Не нужно всех собак вешать на одних чиновников. Чиновники воруют в той степени, в какой им позволяют воровать их клиенты. Меня очень удивляет ситуация, когда получатель взятки наказывается, причем, достаточно сурово, а тот, кто принес ему эту взятку, вообще не наказывается, если он, например, сотрудничает со следствием. Или же получает условный или совершенно эфемерный срок… А ведь он тоже виноват. И если бы один не дал, другой бы не взял. Кто виноватее?

- А вам никогда взятку не предлагали?

- Нет. Достаточно на меня посмотреть, чтобы понять, что это бессмысленно.

«Уберите с денег купола церквей!»

Разговор в церкви

- В последние годы на наших деньгах появились купола святых церквей - и на тысячной купюре, и на пятисотке...

- Помните, поэт Андрей Вознесенский в советские годы требовал: «Уберите Ленина с денег!». Если тогда казалось кощунством Ленина на деньгах держать, то вот это - еще большее кощунство: рисовать на денежных купюрах купола церквей.

- Но на американском долларе есть религиозная символика, может, потому он и стоит.

- На долларе масонская символика, а не религиозная. Многие уверены, что фраза, которая там написана, переводится как: «Мы веруем в Бога». Это неправильно. Там приведено высказывание одного из американских президентов, которое точно переводится как: «Мы доверяем только Богу...» А дальше, если эту фразу приводить полностью, не обрезая, говорится: «Все остальные платят наличными».

- А, может, какую-то молитву надо читать, чтобы крепче рубль был?

- Упаси Господь! Деньги - это то изобретение, которое к Богу отношения никакого не имеет. Оно, как правило, используется для развращения людей, для создания в них склонности к греху. Поэтому никаких религиозных символов на деньгах не должно быть.

Сколько кадилом ни маши, рубль не укрепишь. Работать надо! Кто рано встает, тому Бог подает. Если все мы будем работать и создавать национальный продукт, тогда под рублем будут некоторые реальные основания, такие, например, как есть под долларом или под евро. Там люди работают. И с кадилом над купюрами не стоят.

Сколько бы у нас ни бегали с лозунгом о становлении рубля как резервной валюты, ничего реального не будет, пока мы не создадим внутренний продукт, который мы будем экспортировать за рубеж за рубли. И вот тогда рубль окрепнет, когда на него за рубежом появится спрос, когда он начнет опосредовать внешний товарооборот. А пока все его укрепление - это сказки.

- А, может, есть какая-то молитва, чтобы денег было больше?

- А - зачем денег?

- Чтобы побольше...

- Зачем? Бог всегда дает столько, сколько нужно.

- А вот эти, прости Господи, олигархи, которые народ ограбили и сами взяли себе выше крыши, не по-божески. Они хоть и приняли грех на душу, а процветают. Ведь так, батюшка?

- Если денег получается слишком много и они нажиты нечестным трудом, то последствия сего могут быть весьма своеобразными. Я не думаю, что большое количество денег пошло на пользу многим нашим господам, которых сейчас разыскивает Интерпол. Наверное, лучше жить спокойно, не скрываясь от общественности, чем переезжать в Лондоне из одной квартиры в другую, из одного замка в другой, чтобы никто не знал, где ты. И бояться по утрам, дадут ли тебе кофе чистый или в него положат что-нибудь еще, и ты проснешься уже в Москве...

* * *

- Отец Филипп, извините... А вы не были женаты?

- Те 17 лет, что я ждал пострига, никогда не ставили меня в обстоятельства, которые могли бы закончиться, скажем так, женитьбой.

- А любовь была?

- Если бы она была, наверное, у меня были бы уже дети и внуки. Видимо, то, что казалось любовью, это было другим чем-то… Как правило, Бог выбирает себе сам: либо женатых, либо мирян… Сам. И создает нам такие обстоятельства, которые требуют того или иного нашего решения.

- А как же, простите, секс?

- Без настоящей любви это все - варианты потери времени.

- А выпивка?

- То же самое.

- А как насчет табака?

- Что касается табакокурения, это традиция старая. Полностью отвергаемая раскольниками. И своеобразно принимаемая православием официальным, или великороссийским. Мы можем назвать святых, которые принадлежали к категории курильщиков. Например, Святитель Николай Японский даже в дневниках своих описывает, как он пытался с этим делом бороться и не преуспел. При этом его курение не помешало быть причисленным к Лику Святых. А вот вы курите?

- Я - как Святитель Николай Японский. Пытался с этим делом бороться и не преуспел. Грешен...

- Грех – это то, что обладает вами. До той степени, пока вы им не руководите – оно грех.

Попробуйте же все-таки отделаться от своего греха.

- Хорошо, отец Филипп, я попытаюсь...

- Дай Бог!

- Да, вот еще хотел спросить: а вы две зарплаты получаете?

- В церкви я ничего не получаю. Я так и не научился получать деньги в церкви.

- То есть, для вас Божий промысел - он бескорыстен?

- Я не знаю. У всех у нас, наверное, есть какая-то корысть. Все мы не бесплатно работаем.

- Все мы в Царство Небесное метим?

- Наверное. Грехи не пускают только, а хотим-то все...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Вениамин Владимирович Симонов (игумен Филипп), родился в 1958 г. в Москве. Окончил истфак МГУ им. Ломоносова и Белгородскую духовную семинарию. В 1992 г. был пострижен в монахи в Богородице-Рождественском Бобреневе монастыре. С 2004 г. - в Счетной палате РФ, в настоящее время - начальник инспекции контроля за Центральным банком Российской Федерации. Занимает также должности и зав. кафедрой истории Церкви на истфаке МГУ им. Ломоносова, зам. председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата. Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ. В составе рабочих групп Госсовета РФ участвовал в разработке основ промышленной политики и реформирования банковской системы. Служит в Москве, в Никольской церкви в Отрадном.

ЗВОНОК ГЛАВЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

Сергей Степашин: «Надеюсь, что грешить у нас стали меньше»

- Сергей Вадимович, а вы знаете о том, что у вас в Счетной палате работает монах отец Филипп?

- Да, конечно знаю.

- Это обстоятельство как-то влияет на атмосферу в Счетной палате, на ее работу?

- Начнем с того, что Вениамин Симонов - прекрасный экономист. Он один из ведущих специалистов в области макроэкономического анализа и в сфере международных валютно-кредитных и финансовых отношений, автор и соавтор более 100 научных работ, трижды баллортировался в члены-корреспонденты Российской академии наук.

А что касается сана священнослужителя, то это никак не влияет на занятость Вениамина Симонова в Счетной палате, потому что в церкви он служит только по выходным дням.

И второе - это человек, для которого понятия честь, совесть и Бог - не абстрактные, это существо его жизни. Венимин Владимирович - порядочный и неподкупный человек. Эти качества нужны любому человеку, а контролеру - тем более.

- А вот с приходом отца Филиппа в Счетную палату здесь грешить стали меньше?

- Я надеюсь на это.

- Теперь я понял, почему вас избрали председателем Императорского Православного Палестинского общества, почему вы стали попечителем двух православных гимназий, помогли возродить Спасо-Преображенский монастырь, что под Муромом,- мы с вами туда как-то возили икону Сергия Радонежского. Я видел, как Степашин там крестился...

- Ну, в церкви-то я крестился всегда, хотя и не часто туда ходил. Мы с Вениамином Симоновым пришли в Счетную палату каждый своей дорогой. А то, что нас объединило в нашем общественном служеннии - это провидение Божье.

- А вы будете еще священнослужителей принимать в Счетную палату?

- Мы будем принимать профессионалов. А что касается их вероисповедования - это личная позиция каждого.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Экс-глава Минздрава тоже служит в православном храме

После окончания духовной семинарии Юрий Шевченко стал священником - иереем Георгием

В апреле этого года бывший министр здравоохранения РФ Юрий Шевченко (он работал в этой должности в 1999 - 2004 гг.) стал священником – иереем Георгием, и теперь по выходным служит в храме Святителя Николая при Национальном медико-хирургическом центре им. Пирогова. Экс-глава Минздрава два года учился в семинарии, которую закончил экстерном.

Александр Гамов

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Благовес-Инфо

 

 

 

Подробнее

Скарб и сокровища - все можно найти в мебельных хранилищах Ватикана

Скарб и сокровища - все можно найти в мебельных хранилищах Ватикана Скарб и сокровища - все можно найти в мебельных хранилищах Ватикана Когда на площади Cвятого Петра нужно установить 30 000 стульев для мессы под открытым небом, когда новый епископ приезжает в Рим, и ему надо обставить пустую квартиру в Ватикане, когда нужно поменять обивку старой мебели, сшить новые шторы или повесить на пустую офисную стену произведение искусства – к кому вы обратитесь? «Floreria»!

Ватиканская «Флорерия» - это одновременно и хранилище, и компания по организации переездов, и ремонтная мастерская. Это - настоящий улей, где искусные работники постоянно трудятся, сохраняя и обслуживая всю мебель и прочие предметы интерьера, принадлежащие городу-государству Ватикан.

Сотрудники компании отвечают за подготовку всех папских аудиенций и всех церемоний, происходящих в Ватикане в течение года. Они устанавливают тысячи стульев, подготавливают всю инфраструктуру, занимаются декором площадей или залов, где проходят церемонии. «Флорерия» также отвечает за обстановку всех ватиканских офисов и квартир, включая апартаменты самого Папы. Другая обязанность компании - консервация и реставрация всей ватиканской мебели и учет всего этого имущества.

Оформление интерьеров квартир (в среднем всего лишь 8 апартаментов в год) кажется легкой задачей по сравнению с основной обязанностью - в базилике св. Петра и на площади перед ней, в ватиканском зале Павла VI, а также в летней папской резиденции в Кастельгандольфо происходят десятки богослужений и публичных мероприятий, на которых за год присутствует более 2 млн. паломников, и специалисты «Флорерии» должны позаботиться о них.

По всему Ватикану разбросаны склады со стульями и прочей мебелью.

»У нас очень много вещей, которые нужно приводить в порядок, - говорит глава «Флорерии» Паоло Сагретти, который любит сравнивать ватиканские хранилища мебели с переполненным чердаком семейного дома. - Нас мало, и нам не хватает времени, чтобы навести порядок в хранилищах, которые и сами нуждаются в ремонте».

У «Флорерии» - три мастерские. В столярной мастерской компании - шестеро работников, которые занимаются починкой и реставрацией мебели. Другая мастерская занимается обивкой мебели и шитьем. Здесь работают три швеи, двое из которых - монахини. Они чинят обивку стульев, кресел, кушеток, делают украшения и флаги для украшения базилики и площади к мессе. Женщины также шьют одежду для деревянных фигур, которые используются в вертепе, который ставят на площади св. Петра к Рождеству.

Третья мастерская отвечает за позолоту. Здесь также трудятся три мастера, следящие за состоянием всевозможных позолоченных предметов - рам для картин, стульев, тронов и т.д.

Основная часть работников «Флорерии» - 20 мужчин-грузчиков, которые собирают мебель к публичным церемониям. Они также отвечают за перевозку мебели и ее установку в многочисленных ватиканских офисах и апартаментах.

Когда какой-нибудь монсеньер, епископ или кардинал приезжает в Ватикан, получив должность при Святом Престоле, он может выбрать - привозить ему с собой или покупать собственную мебель, или попросить «Флорерию» обставить свое новое жилище.

Хранилища компании полны всем, что необходимо для квартиры, от мебели, ковров и драпировок до светильников и картин. По словам Сагретти, все эти предметы предоставляются «квартирантам» бесплатно, однако если они захотят сменить обивку или как-то отделать мебель на свой вкус, придется заплатить.

Сейчас у «Флорерии» есть каталог всего имущества с фотографиями, и прелаты пользуются им, выбирая обстановку своих апартаментов.

Любители постмодернистского дизайна вряд ли найдут в хранилищах компании что-то на свой вкус. Сагретти говорит, что почти вся мебель здесь - первой половины XX века. Но также в ведении «Флорерии» есть антикварные и ценные вещи. Особенно ценные предметы хранения - «седия гестаториа» - переносные папские троны. Там же находятся и большие троны и стулья, которые Папа Бенедикт XVI использует во время богослужений и аудиенций, некоторые из них были сделаны в XIX веке для Пия IX и Льва XIII. В хранилищах есть предметы, которые больше не используются - например, папские кареты, и «Флорерия» передает их Ватиканским музеям или другим ведомствам Святого престола.

На складах «Флорерии» когда-то даже хранился целый аэростат. 16 декабря 1804 года Наполеон Бонапарт отметил запуском этого летательного аппарата день своей коронации. Ветер унес аэростат на юго-восток, в Рим. Здесь воздушный шар задел могилу другого императора - Нерона, в результате чего потерял свои декоративные элементы - орла и корону. Аэростат упал к югу от Рима, на озеро Браччано, и за право обладать им стали спорить две местные знатные семьи. Спорам положил конец Папа Пий VII, конфисковав воздушный шар и отдав его «Флорерии».

Спустя почти два века, в 1977 году, Папа Павел VI подарил его музею военной авиации, который открылся рядом с озером Браччано.

Кэрол Глэц

Перевод «Благовест-инфо»

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Благовес-Инфо

 

 

Подробнее

Митинг в Римини

Церкви в БразилииЦеркви в Бразилии

РИМИНИ – Продолжим наш репортаж о дискуссиях на Митинге католического движения Общение и Освобождение в Римини. Приверженцы этого движения организуют эту встречу уже в 30-й раз. Сегодня обратим внимание на слова бразильского епископа Филиппа Санторо из епархии Петрополис.
«Ситуация в Бразильской Церкви достаточно сложна и разнообразна. Тема, определяющая пастырскую деятельность Бразильской Церкви, была определена V конференцией латиноамериканского епископата. Прежде всего, это необходимость оттолкнуться от Христа, чтобы воспитывать учеников и миссионеров. Следовательно, обновленное внимание к опыту веры, не пренебрегая при этом социальным обязательством, которое лежит в центре пастырской деятельности бразильских епископов. … Деятельности Церкви всегда характеризуется сочетанием возвещения миссии с проведением в жизнь солидарности».

Что дает вам энциклика Милосердие в истине?
«Энциклика вызвала огромную радость. Почему? Потому что она соединяет два понятия, связывает термин «милосердие» с термином «истина». Это – не социология милосердия, ни идеология истины, но объятие этих двух элементов. Следовательно, объект веры, преображенный встречей со Христом, переживающим в мире красоту и милосердие Господа в объятии всех и, в особенности, самых бедных».
Какова надежда Церкви в Бразилии?
«Надежда бразильской Церкви поистине велика. Первый элемент – пробудиться от опыта веры и отождествляться с миссией. Надежда именуется миссией, в это время миссия требует живого субъекта, подобно первым христианам, апостолам. Это, прежде всего, относится к нам, епископам, особенно в области воспитания священников. Священник готовится не только ради совершения культового священнодействия, не ради организации пастырской деятельности, не ради политической деятельности; священник готовится для миссии».
Озабочена ли Церковь в Бразилии распространением сект?
«Глубоко озабочена. Однако в феномене сект можно узреть определенное сокращение в том смысле, что существует на земле цикличный характер, намечается пробуждение католического христианского возвещения в самом интенсивном виде. Это и поддерживает нашу надежду».

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Радио Ватикан

 

 

Подробнее

Итальянский экономист Риккардо Моро об энциклике «Милосердие в истине»

«Если бы человек был результатом случайности или необходимости», если бы он «не имел природы, предназначенной для сверхъестественной жизни, то можно было бы говорить о росте или эволюции, но не о развитии». Эта фраза взята из энциклики Милосердие в истине. Папа подчеркивает: «Нет подлинного развития, если отрицается духовное измерение человека. Бог является гарантом подлинного развития человека», ибо, создав человека по Своему образу и подобию, «Он питает свойственное человеку стремление быть «больше»». Об этом видении человеческого развития, очерченном в энциклике, мы беседовали с итальянским экономистом Риккардо Моро, директором фонда «Справедливость и Солидарность» при Итальянской епископской конференции.


Когда мы представляем себе развитие как почти что механическое, автоматическое чередование фаз, мы, в сущности, отождествляем человека с какой-то машиной. Если человек является образом и подобием Божьим, но также и согласно другим религиозным воззрениям и концепциям, человек,– живое существо, каким-то образом участвующее в жизни, предложенной ему божественным измерением. Это божественное измерение призывает к такой жизни посредством целого ряда талантов. В этом смысле, развитие –результат взаимодействия талантов между людьми, что приводит всегда к новым результатам.


Религиозный фундаментализм, пишет Папа, подобно терроризму, является отрицанием религиозной свободы, противодействует подлинному развитию человека и народов. Этот призыв актуален сегодня, когда читаешь ежедневную хронику событий во многих странах, от Ирака до Пакистана.


Если воспитание в духе атеизма означает отрицание человеческой личности, ее многосложности, то, с другой стороны, дегенерация религиозного фундаментализма, согласно которому человек лишен своей личной свободы и обязан придерживаться системы правил поведения, определенных другими людьми, -- лишь «стерилизует», препятствует способностям людей взаимодействовать и создавать новые вещи.


Человек – не машина. Поэтому экономику нужно рассматривать не только с точки зрения утилитарных параметров. И как раз финансовый кризис может помочь пересмотреть эти параметры. Ведутся дебаты о причинах кризиса, и многие видят их в отсутствии этики. Вопрос этики в экономике не имеет ничего общего с риторикой, романтикой или морализмом. Это – весьма конкретный вопрос. (…) В тот момент, когда я подписываю контракт, я должен думать не только о своем заработке, но и об общем, коллективном контексте. Это и есть принятие этической позиции. Экономике нужна этика: это означает, что мы обязаны задаваться вопросом о последствиях наших решений, наших контрактов, нашего выбора для всех. Не имея же такого внимания, мы преследуем свою цель и добиваемся ее в короткий срок, но в более продолжительной перспективе придется столкнуться с серьезными проблемами, как те, с какими мы имеем дело сейчас.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Радио Ватикан

 

 

Подробнее

Римини: Встречи ради дружбы между народами

РиминиРимини

Второй день Meeting per l’amicizia fra i popoli – Встречи ради дружбы между народами (которую организует ежегодно в этом городе католическая ассоциация «Общение и Освобождение») был посвящен теме Африки и эмиграции. После утренней Мессы было зачитано послание Святейшего Отца Бенедикта XVI.

«Африка должна рассматриваться международным сообществом как «политический собеседник» и участвовать в решениях, начиная с большего открытия мировой коммерции». Это утверждение высказал министр иностранных дел Италии Франко Фраттини, выступая во время Митинга. «Африка, сказал он, - это континент забытых конфликтов, которые питают организованную преступность и нарушение прав человека. Если нам удастся продемонстрировать, что Африка является возможностью, а не проблемой, то мы сможем внести большой вклад в разрешение вызовов, стоящих перед нами: борьба с нищетой, права человека, продовольственное обеспечение и климатические изменения».


Тем временем вице-президент Сьерра Леоне Сам-Сумана просил международные СМИ уделять большее внимание конфликтам, терзающим континент. «Не информировать об этом, подчеркнул он, равносильно участить их». Однако, для министра Безопасности Уганды Манбази «суть проблемы заключается в пассивности международного сообщества перед лицом насилия в разных африканских странах». «Еще один нравственный долг стоит перед международным сообществом: помочь африканским странам исключить причины, обусловливающие эмиграцию в западные страны».


Министр иностранных дел Италии Фраттини далее сказал: «Проблемы не разрешаются полемикой, с ними надо бороться. «Будем создавать условия, дабы отчаянные люди оказались менее отчаянными и не приезжали в Италию; не приезжали в Италию, ибо она является вратами в Европу». Когда же все-таки кто-то прибывает в Италию, мы должны просить у Европы, чтобы она несла часть этого бремени, долю расходов и ответственности. Италия не в состоянии содержать их всех. 27 европейских стран могли бы разделить между собою эту ответственность. Это – разумное предложение, которое мы выносим перед Европой».

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Радио Ватикан

 

 

Подробнее

25 Август 2009

Ad Limina Apostoli Moscoviae

Станислав МажейкаСтанислав МажейкаПамяти священников Станислава Мажейки, Франциска Рачюнаса, Станислава Добровольскиса и Станислава Корипского
“Ad limina Apostolorum”, то есть к апостольскому порогу, к пределу святых Апостолов - так называется традиционное каноническое посещение Рима епископами, декларирующее и символизирующее их преданность Престолу святого Петра, той скале, на которой и стоит всё здание Церкви. Красивая и хорошая традиция.
Жизнь католиков России, как в кусочке голограммы, отражает всё современное бытие католичества; и мы вполне можем великую традицию апостольской преданности перенести на верность нашим пастырям, тем, кто окормлял нас в самые лихие годы и ныне стал для нас, католиков Москвы и России, настоящим камнем, на котором мы безбоязненно возводим здание российского католицизма, имея таких небесных ходатаев и заступников.
Снова конец августа и очередная годовщина ухода от нас отца Станислава Мажейки. Он был нашим пастырем более четверти века, в советские годы и во время великого перелома начала девяностых. Он сумел укрепить всех, кто в этом нуждался в эпоху господствующего атеизма, смог указать верный путь и помочь сделать по нему первые шаги тем, кто дожил до российского церковного лихолетья конца прошлого столетия. Он оставил в нас своё духовное наследие и безбоязненно мог сказать в 95-м - Ite, Missa est!
В далёком уже 95-м он обрёл покой в родной Литве, в родной деревне, откуда мальчишкой ушёл в гимназию и семинарию. Он умер, а мы остались продолжать его дело, храня верность тому, чему он нас учил, и храня память о нём самом, без которой просто невозможно остаться на католической дороге, единственно ведущей к Богу.
Снова лето и снова я мог от имени католиков Москвы - тех, кто ещё знал, и тех, кто уже не мог знать лично, - поклониться пастырю. Как и многие другие разы, мне снова помог, взяв на себя все вопросы организации, мой друг и такой же, как и я, духовный ребёнок отца Станислава  - известный фигурист Повилас Ванагас. Мы вместе были с отцом в нашем храме святого Людовика в восьмидесятые, потом вместе в часовне отца в девяностые, когда он был уже лишён возможности служить в храме; теперь мы снова вместе с Повиласом выехали к нему из Каунаса.
Наш путь лежал через Мариамполь, где мы сделали остановку. Здесь всё напоминало об отце Станиславе. Вот большой белый храм, куда он ходил на Мессу гимназистом в двадцатые годы и где был настоятелем в сороковые, вот здание конгрегации мариан, где он учился. И в храме и рядом с храмом - могилы тех, кто учил отца Станислава, и тех, кто был его другом по семинарской учёбе и священническому служению. Об этих учителях и друзьях отец рассказывал нам в Москве. Мы молились тут, как молился бы он сам.
Духовные учителя нашего отца… Мы родились, когда их давно не было на земле. Но мы видели их в отце и теперь наша очередь быть теми, в ком должен быть передаваемый из поколения в поколение свет христианской веры.
Дальше дорога лежала в Вирбалис, маленькую литовскую деревню, на кладбище. Вот и главная аллея этого деревенского погоста. Тут есть малюсенький пригорочек и на нём могилы нескольких священников, родившихся и живших в этой деревне. Наконец, мы у отца. Могила его в идеальном порядке. Песочек причёсан, цветы политы. Ангел, держащий огромный крест, охраняет тишину и покой.
Зажгли свечу-лампадку. Я служил заупокойную, насколько мне это позволяет мой диаконский сан. Deo gratias!
А потом мы посетили и молились на других, также идеально ухоженных могилах. Здесь - две бабушки и два дедушки отца Станислава, две его сестры и, конечно, его папа и мама.
Мать священника! Могила матери, как и могила самого священника, - место особой заботы Церкви. Ведь если священник - это для верующих Сам Христос, то кто его Мать! Есть старая и красивая традиция: мама шьёт своему сыну семинаристу особую белую ткань. Этой тканью во время рукоположения ему и связывают руки (обязательная церемония при рукоположении католического священника). Затем эта ткань остаётся у священника, он бережёт её и, когда Господь определит срок, обязательно кладёт её в гроб своей матери…
Уже почти стемнело, когда мы пришли с Повиласом в дом, где нас ждут всегда. Здесь живёт пожилая племянница отца Станислава, пани Элеонора. Был и её внук Элегиас. Не знаю, как сказать, кем он отцу Станиславу приходится. Мы долго сидели за ужином. Говорили. Вспоминали, как пани Элеонора бывала в Москве у своего дяди, где мы с ней и познакомились. Она вспоминала тех, кто был с её дядей рядом в его служении - пани Мария, пан Генрих. Элегиас с вниманием нас слушал. В 95-м ему был только год; отец Станислав знал о нём, а он тогда об отце ещё нет! Думаю, сейчас ему было интересно не только то, что мы с пани Элеонорой вспоминали, но и само наше присутствие за столом у них в деревенском доме. Диакон из Москвы это, конечно, может быть тоже не безынтересно, но вот Повилас Ванагас не в телевизоре…!
Поздним вечером мы долго ещё говорили во дворе. Была умиротворяющая тишина. На столбе - большое гнездо аистов, где оба его обитателя уже вернулись с вечернего полёта по болотам.
Наш путь лежал обратно в Каунас. А через несколько дней в Россию, в Москву, куда возвращались исполненные духовных сил, которые даёт верность.
За эти оставшиеся в Литве дни были и ещё два визита. Вместе с Повиласом мы посетили могилу другого отца Станислава - Станислава Добровольскиса, четыре десятилетия бывшего настоятелем храма в Паберже, священника, которого отец Станислав Мажейка лично не знал, но, зная о служении которого, как-то сказал Повиласу в Москве: “Это мой брат”!
Посетил я ещё на каунасском кладбище и отца
Франциска Рачюнаса. Разные о нём остались воспоминания. Но он был католический священник, шестнадцать лет просидевший в сталинском концлагере за веру; священник, со стороны которого лично я тоже встретил пастырскую заботу. Остальное сейчас уже не важно.
Визит в Литву окончен. Впереди служение и работа в Москве с новыми силами. Спасибо, отец Станислав! Бог даст, мой следующий приезд к Вам в Вирбалис будет уже не в диаконском сане.
Диакон Александр Крысов,
22 августа 2008 г


P.S. Я закончил писать эту статью 22 августа 2008 г. - это тоже день нашей памяти. Ровно четверть века назад, 22 августа 1983 г. покинул нас о. Станислав Корипский. Последние годы он жил и служил в Москве, в храме св. Людовика. Особо помогал ему пан Генрих. Он и пани Зося (его супруга) ухаживали потом и за могилой о. Станислава на Немецком кладбище. Теперь наш черёд заботиться о памяти тех, кто служил и окормлял католиков Москвы в прежние годы, чтобы быть достойными к встречи с ними, если будет дарована нам Господом эта милость.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : В Свете Евангелия

 

 

Подробнее

Будут ли в ближайшее время литургические изменения?

ватиканист Андреа Торнелливатиканист Андреа ТорнеллиРимская курия не готовит никаких литургических изменений в латинском обряде Католической Церкви, заявил 24 августа заместитель главы пресс-службы Святого Престола священник Чиро Бенедеттини.
"В настоящее время нет институциональных предложений, касающихся изменений литургических книг, которые используются во время богослужений", - подчеркнул священник, комментируя недавно появившееся в итальянской газете "Il Giornale" сообщение ватиканиста Андреа Торнелли о готовящихся литургических переменах.
По словам журналиста, недавно Святейший Отец получил результаты опроса участников пленарного заседания Конгрегации богослужения и таинств. Андреа Торнелли утверждал, что иерархи и эксперты "почти единогласно" высказались за возвращение в чин мессы некоторых элементов, которые были упразднены в ходе литургической реформы после Второго Ватиканского собора.
Опрос якобы показал, что члены Конгрегации богослужения и таинств высказались за "большую сакральность" литургии и призвали "положить конец злоупотреблениям, диким экспериментам и неуместной креативности". Кроме того, иерархи подчеркнули, что наиболее достойным является принятие причастия в уста, а не на руку, как это распространено в ряде стран.
Ватиканист "Il Giornale" заявил, что будут внесены измененения для того, чтобы хотя бы в момент пресуществления крови и вина в Тело и Кровь Христа священник был обращен лицом на восток, как это было до Второго Ватиканского Собора.
В понедельник заместитель главы пресс-службы Святого Престола священник Чиро Бенедеттини, не комментируя частности, тем не менее, опроверг слухи о близкой "литургической контрреформации" в латинском обряде Католической Церкви.


Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : В Свете Евангелия

 

 

Подробнее

Цыганский батюшка

Цыганский батюшкаЦыганский батюшка

В Кинешме Ивановской области священник выучил цыганский язык и проповедует среди цыган

Так звучит на цыганском языке молитва к Богородице: «Шараса шараса тут Свентаы Чай Масхари и патякераса Тыро Свенто Муй». Перевел эту молитву для цыган кинешемский священник отец Димитрий Иванов, который более десяти лет проповедует православие цыганам. Сам отец Димитрий, его супруга и старшая дочь свободно говорят по-цыгански, и местные рома считают его «своим батюшкой».

Отец Димитрий верит в то, что его миссионерская деятельность среди цыган – это Божий промысел. Бывший врач-терапевт следственного изолятора города Иванова 12 лет назад решил посвятить себя Богу и принял священнический сан. С семьей был направлен в город Кинешму Ивановской области в храм благоверного князя Александра Невского.

«Поселились мы с матушкой и детьми в микрорайоне, который местные называют «Америка», – рассказывает батюшка, – в этом местечке проживает очень много цыган. Приходилось видеть, как цыгане заходили в храм помолиться или освятить куличи и яйца на Пасху, но было ясно, что многое в православии им пока непонятно или неизвестно. И глядя на них, я думал: вот святитель Иннокентий ездил на Аляску просвещать алеутов. Претерпевал страшные трудности, холод и голод ради просвещения народов Сибири и Дальнего Востока. А вот тут, рядом с нами наши местные алеуты, и ехать никуда не надо, и они тоже нуждаются в слове Божьем».

Цыгане же, будто почувствовав настроение батюшки, стали все чаще заглядывать в храм. Одна из них, малограмотная и бедная цыганка Шура, стала учить его языку. «Дело поначалу шло не очень быстро, – вспоминает отец Димитрий, – мне и в институте иностранные языки не давались, но тут произошел один чудесный случай…»

Батюшка не очень хотел рассказывать про это, но все-таки я упросила. А дело было так: в самом начале своей священнической карьеры они с матушкой поехали в паломническую поездку в Дивеево, к Серафиму Саровскому. Супруга отца Димитрия, Юлия, которой в то время было только 23 года, очень унывала из-за бедности и неустроенности священнической жизни. На руках ее к тому времени было уже трое детей. И вот на многолюдной площади около источника в местечке под названием Цыгановка к ней подошел незнакомый батюшка в стареньком потертом подряснике. В руках он держал блюдо с пирожками. Батюшка обратился к ней со словами: «Матушка, издалека приехала, из Иванова, устала. На вот, скушай пирожок!» Она так удивилась, что он знает, кто она и откуда, что просто остолбенела. Взяла пирожок и побежала рассказать об этом мужу. Самое удивительное, что никто из паломников, вместе с которыми они приехали в Дивеево, не видел этого чудного старца. «Мы сошлись на мнении, что матушке явился сам преподобный Серафим, – полагает отец Димитрий. – Пирожок мы поделили на троих – матушка, я и наша старшая дочь Марина. И после этого случая все трое как-то очень быстро выучили цыганский. А матушка после этой поездки утешилась и перестала унывать по поводу своей тяжкой доли».

Язык отец Димитрий выучил за каких-то пару месяцев, причем не по книжкам, а в живом общении. Постепенно стал понимать его готические конструкции, самостоятельно строить предложения, а потом уже начал говорить.

Вскоре не только заговорил, но и стал переводить молитвы и даже писать стихи. Хотел попробовать перевести даже Евангелие, но потом оставил эту идею.

«Цыгане – народ некнижный, и многие слова, которые упо-требляются в Евангелии, будут для них непонятны. А вот живую устную проповедь они воспринимают гораздо лучше», – считает отец Димитрий.

Постепенно авторитет отца Димитрия среди цыган вырос настолько, что в церковь потянулись даже те, кто никогда раньше не ходил. Одна престарелая цыганка пришла креститься в 70 лет, услышав проповедь о Христе на родном языке. «Вообще-то цыгане народ религиозный, но некнижный, поэтому их простая детская вера зачастую далека от привычной нам церковности», – объясняет батюшка.

Например, цыгане-влахи ве-рят в так называемого «святого цыгана», который якобы украл гвоздь у палачей Иисуса Христа. Цыгане убеждены, что в благодарность за это Господь разрешил им воровать. Поэтому многие грехом это не считают.

Благодатное поле деятельности для отца Димитрия открылось в женской исправительной колонии, расположенной в Кинешме. Здесь 15 процентов заключенных, это где-то 150 человек – цыгане. Сидят в основном за наркотики и воровство. Батюшка наладил с ними контакты – регулярно посещает колонию, беседует с заключенными, исповедует, причащает.

Попросила разрешения и отправляюсь сюда вместе с батюшкой. Цыганки, собранные для беседы в библиотеке, окружают отца Димитрия плотным кольцом: «Рашай явья, рашай явья!» – значит, батюшка пришел. Пока отец Димитрий общается с женщинами на их родном языке, пытаюсь расспросить цыганок об их отношении к религии, о прошлой жизни и планах на будущее.

Мария Шишкова родилась и выросла в цыганском шатре. Ее родители были кочевыми, или, как она называет, «лесными» цыганами.

– Нас у матери было 15 детей, – вспоминает Мария, – была телега, лошадь, шатер, куча перин. Кочевали по стране, останавливались около деревень. Отец подковывал лошадей, мы с матерью ходили по деревням: гадали, просили милостыню. Ну, иногда, конечно, где-то и курочку прихватишь… нечаянно, не без этого, – Мария хитро улыбается, – за это и сижу уже третий раз!

Через две недели Мария выходит на волю. Собирается ехать к сестре в Нижегородскую об-ласть. Там живет и ее мать. Хочет устроиться на работу, начать новую жизнь. Но, правда, признается честно, – надолго ли хватит, не знает.

А вот для двадцатилетней цыганки Татьяны Снежковой из Липецка встреча с отцом Димитрием буквально перевернула судьбу. Воспитывалась Татьяна в многодетной семье – их у матери было 10 человек. Отца своего плохо помнит – он постоянно сидел за воровство. Дочка пошла по его стопам. В школе не училась, даже грамоты не знает. А чтобы достать деньги на разгульную жизнь, занялась распространением наркотиков. Потом и сама «подсела на иглу».

– Верите или нет, но я благодарна Богу, что попала сюда, – неожиданно говорит Татьяна, – я много раз в жизни убеждалась, что Бог любит меня и спасает от несчастий. Думаю, если бы я сюда не попала, то, наверное, меня не было бы в живых.

Татьяна – одна из самых активных прихожанок отца Димитрия. Старается не пропускать служб, исповедуется и причащается, верит истово и самозабвенно. Но тоже с особым цыганским уклоном. Например, верит в то, что ей дан от Бога дар предвидения, видит она вещие сны, не только о своей судьбе. Но и о судьбах всего мира… Но главное все-таки, что в душе она твердо решила оставить прежний образ жизни, завязать с наркотиками.

– У меня дома четырехлетний сын, выйду – буду жить только для него, – уверена Татьяна. – Мне даже мама не поверила, когда я ей по телефону сказала, что хочу устроиться на работу – дворником или посуду мыть где-нибудь в кафе. Очень хочу попросить прощения у своей мамы. Сильно я перед ней виновата, ведь у нее от переживаний даже ноги отнялись, когда я начала колоться! – вздыхает Таня.

– Под влиянием батюшки очень многие меняются, – говорит заместитель начальника колонии Александр Юрьевич Терентьев, – приходят сюда, как волчата – затравленные, озлобленные, настороженные, но постепенно те, кто начинает ходить к батюшке, оттаивают, начинают открываться и через полгода уже становятся другими.

Видя такое благотворное влияние православия на осужденных, администрация колонии приняла решение построить в зоне храм. Поддержала инициативу и Ивановская епархия. Теперь у отца Димитрия добавилась новая забота – искать средства для постройки храма.

– Честно говоря, с цыганками на зоне мне даже легче работать, – признается отец Димитрий. – У них сохранились очень сильные семейные традиции, и большинство, хотя бы по праздникам, посещали церковь. А русские женщины, попадающие на зону, полностью потеряны и разрушены. Цыганки как-то легче переносят испытания, и многие ищут поддержку у Бога. Сейчас я переписываюсь с женщиной, которая сидит в колонии в Нижнем Новгороде. Так там православной общиной управляет цыганка. Она там даже выучила церковную грамоту.

…А за воротами колонии отца Димитрия ждет его «вольная» паства. Служение батюшки не заканчивается в храме. Зачастую ему приходится навещать своих прихожан и дома. «Вокруг меня живет очень много цыган, и мне постоянно приходится с ними сталкиваться – на улице, в магазине, – говорит отец Димитрий, – ситуации бывают всякие – ведь они народ непростой».

Вместе с отцом Димитрием объехали кинешемских цыган. От него я узнала, например, что цыгане бывают тоже разных национальностей. Самая рас-пространенная – так называемые русские цыгане. Есть еще цыгане лотвы, влахи, котляры – у них и язык другой, и обычаи.

Влахи пришли в Россию с Балкан и принесли много восточных традиций. Например, кушают они, сидя на полу за маленьким столиком. На большие праздники разрешается только определенный набор блюд – на Пасху пекут специальные куличи в форме больших шапок, на Рождество, которое у влахов называется Крючуно, подают свиной бульон с луком и уксусом и вареное мясо. Яйца на Пасху красят, но в церкви не освящают, хотя на службу в праздники приходят. Цыгане, осевшие на востоке, приняли мусульманство, а вот европейские цыгане – в большинстве своем христиане. Детей крестят обязательно, а вот венчание у них не принято – брак считается совершенным после брачного пира, на который зовут всех родственников и знакомых.

Про свадьбу цыган Ивановых – Федра и Капитолины даже писали в местной кинешемской газете. Гуляли с размахом. Еще бы – отец Федра, ныне уже ушедший из жизни, был цыганским бароном. Все семь сыновей нашли свое место в жизни – у каждого дом, семья, хозяйство. У Федра и Капитолины трое детей, большой красивый дом с евроремонтом. Но все равно видны следы цыганского быта: в спальне горка перин от потолка до пола – символ цыганского благосостояния, на стене – большой портрет отца с красавцем-конем.

Заглянули мы и в дом цыганки Шуры, которая когда-то давала батюшке уроки цыганского языка. Здесь обстановка победнее. Муж Шуры, Сергей, раньше подрабатывал сторожем при храме. Сейчас – без работы. Пока все семейство до лучших времен живет на детские пособия, разбирает старые дома на дрова, да Сергей перебивается шабашками. Но, несмотря на тяжелые времена, воровством промышлять не хотят.

Шура кажется очень богобоязненной: «Чтоб я когда-то взяла чужое? Да ни в жизнь! И детей к этому приучаю. Ведь отец Димитрий говорит нам – Бог не хочет, чтобы мы воровали!»

– Нам, «цивилизованным» людям, есть чему поучиться у цыган, – уверен отец Димитрий, – их чистому, наивному отношению к жизни, открытости и простоте. За эту детскую душу и любит, наверное, их Бог.

Для тех, кто хочет помочь строительству храма в женской колонии №3, публикуем данные для пожертвований:

Приход Святого Благоверного князя Александра Невского Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии.

Адрес: РОССИЯ, 155800, Ивановская обл., г. Кинешма, ул. Макарова, д. 1а.

Банковские реквизиты:

Банк: Волжское ОСБ 8578 р/счет 40703810417160100094 Банк Филиал АКСБ РФ ОАО Ивановское отделение №8639 г. Иваново ИНН 3703008087

БИК 042406608

КПП 370301001 корр. счет 30101810000000000608

Пожертвование на строительство храма.

Елена Батуева

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Благовес-Инфо

 

 

 

Подробнее

Церковь Англии борется с ворами с помощью нанотехнологий

Церковь Англии борется с ворами с помощью нанотехнологийЦерковь Англии борется с ворами с помощью нанотехнологийЦерковь Англии использует нанотехнологии для борьбы с преступниками, ворующими металлическое покрытие с крыш ее храмов, сообщает Times.

Кровли древних английских церквей часто покрыты ценными металлами, в частности, свинцом, из-за чего становятся добычей воров. Всего в Британии 44 000 церквей, из которых 30 000 уже провели специальную обработку кровель - листы металла покрываются специальной "нанокраской", которая видна только в ультрафиолетовом излучении. Для каждого храма состав краски изменяется, и свечение, которое издает свинец, будет разным. Благодаря этому полиция может определить, откуда был украден металл, даже если листы переплавить.

Недавно трое мужчин были осуждены за кражу кровли церкви св. Леонарда в Колчестере (графство Эссекс). Идентифицировать металл полицейским помогла новая система с "нанокраской".

Систему, которая получила название SmartWater ("Умная вода") разработал бывший офицер полиции Фил Клири и его брат Майк, ученый из Королевского химического общества.

Как сообщил представитель епархии города Личфилд, в 2002 году было всего 12 случаев, когда церкви требовали заплатить им страховку за украденный с крыш металл, тогда как в 2008 страховых требований было уже 2 500 (это вызвано небывалым ростом мировых цен на свинец и медь). В одной только епархии Личфилда были обворованы 70 храмов.

Суммы некоторых страховых требований доходили до 100 000 фунтов - стоимость восстановления кровель увеличивалась из-за повреждений, которые воры наносили, срывая листы металла.

Страхованием церквей в Великобритании занимается компания Ecclesiastical Insurance, которая, чтобы избежать дальнейших убытков, и предложила использовать "Умную воду". Комплекты "нанокраски" разослали по британским приходам вместе с предупреждением, что если церкви не используют "Умную воду", страховая компания не сможет выплатить им больше 5 000 фунтов в случае кражи.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Благовес-Инфо

 

 

Подробнее

В Турции попытаются обратить атеистов в веру в прямом эфире

В Турции попытаются обратить атеистов в веру в прямом эфиреВ Турции попытаются обратить атеистов в веру в прямом эфиреМусульманские лидеры Турции выступили с резким протестом против телевизионного реалити-шоу, темой которого стало обращение атеистов в веру, сообщает «БФМ.Ру» со ссылкой на агентство ANI.

В программе Penitents Compete («Соревнование кающихся грешников»), имам, священник, раввин и буддистский монах попытаются обратить 12 атеистов в свою веру. В течении восьми выпусков программы, которые появятся в эфире турецкого телевидения в сентябре, участники будут беседовать с представителями каждого из верований, а также посещать соответствующие храмы. Те, кто по окончании проекта «обретут Бога», в качестве приза получат бесплатный тур к святым местам выбранной ими религии.

Глава турецкого департамента по делам религии Али Бардакоглу (Ali Bardakoglu) в интервью немецкой газете Der Spiegel назвал этот телепроект «фатальной ошибкой» и «унижением религии». Верховный имам Стамбула Мустафа Чагриси (Mustafa Сagrici) также выразил опасение, что подобные «эксперименты с Богом» окажут разрушительное влияние на весь Восточный мир.

Между тем, автор идеи программы, Шейхан Сойлу (Seyhan Soylu) полностью отвергает все обвинения религиозных лидеров. «Финальный приз нашей программы самый крупный в истории — мы дарим веру в Бога. Я не понимаю, в чем проблема. Мы не разжигаем никаких религиозных войн и не поддерживаем атеизм», — заверила она.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

источник : Благовес-Инфо

 

 

 

Подробнее

 

2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

������.�������